Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Гетто, которое всегда с тобой

Ицхокас Мерас «Ничья длится мгновение» РАМТ, режиссёр Миндаугас Карбаускис, 2010

На протяжении всего этого спектакля про еврейское гетто в Вильнюсе меня, зрителя, не покидают ощущения условности и умозрительности происходящего. С одной стороны, то, что на сцене – очень похоже на тот, знакомый по Табакерке, театр Карбаускиса, та же «замкнутая» конструкция в виде длинного ряда столов-стульев и больших демонстрационных шахматных досок, имеющая к действию косвенное отношение, как и гардероб в «Рассказе о счастливой Москве», герои входят сюда и надевают кожаную куртку или берут на руки кофточку, и тем самым как бы надевают на себя роли – коменданта лагеря фашиста Шогера, или заключённой, баюкающей на руках ребёнка. Сценография у Карбаускиса всегда превращается в театральный контейнер, содержащий целый мир, мир Фолкнера, мир Платонова, мир Томаса Бернхарда, мир Томаса Манна, … Вряд ли кто-то из зрителей рискнёт назвать увиденное на сцене РАМТа миром Ицхокаса Мераса, слишком всё конспективно, отстранённо и умозрительно, да и мало кто представляет, что такое мир И.Мераса. Режиссёр ставит свой спектакль не столько про далёкое вильнюсское гетто, сколько про гетто вообще, про то гетто, которое каждый человек носит в себе. Самое поразительное в любом гетто это две вещи – покорность одних и всесилие других. Заключённые вильнюсского гетто отправляются каждый день на работу за его пределы, в город, а вечером сами добровольно возвращаются в зону гетто, как комнатные птички, после полётов по квартире, сами прилетают в клетку, только дверцу за ними хозяину надо захлопнуть. Комендант гетто может отправить человека на смерть, а может дать ему жизнь, начальник гетто – это такой маленький господь бог маленького мира. Гетто существовали везде, и, видимо, будут существовать всегда. Даже большой демократ, эффективный менеджер, борец с пробками и коррупцией, новый московский градоначальник объявил о том, что собирается выселить всех московских пенсионеров в гетто, расположенное где-то в ЦФО, естественно, как и для вильнюсских евреев, всё буде организовано на добровольных началах и для блага самих жителей пенсионного гетто.
В этом спектакле-конспекте по настоящему цепляет финал, эндшпиль шахматной партии, которую юноша Исаак играет против коменданта Шогер, регламент партии по-настоящему геттовский – казнить нельзя помиловать. Если проиграть – то погибнут дети, если победить – то погибнешь ты, если сыграть вничью – то всё останется по-прежнему. Театральный герой выбирает то, что может выбрать герой. Финал помимо загадки человеческой – что же кроме своей жизни может выбрать человек?, чувствуется ещё одна нераскрытая загадка, понятно, что режиссёр ставил этот текст ради какого-то своего личного высказывания. Какого? Отгадку я получил уже после спектакля, встретив в раздевалке знакомого проницательного театрала. Он мне и сказал, что в коменданте Шогере Карбаускис изобразил театрального олигарха театрального гетто улицы Чаплыгина-Камергерского проезда нар.арт.СССР О.П.Табакова, а в еврейском мальчике, делающим мат всесильному олигарху – себя. Я «наложил» эти две театральные партии 2007 и 2010 г.г. друг на друга и … согласился. Всё верно, Карбаускис три года назад поставил мат коменданту Табакову, а ведь мог сделать вечный шах, оставшись в гетто на Чаплыгина.
Ничья длится мгновение
Tags: Карбаускис, РАМТ, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 59 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…