Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

рисование огромного хуя


В заголовке - цитата из только что вышедшего номера обновлённого журнала «Театр» (октябрь 2010 №1, стр.113). Открывается номер замечательной статьёй Ольги Фукс о Пине Бауш, в которой весьма подробно описана её творческая биография – истоки, своеобразие и эксклюзивность её театра, её авангардные поиски, основные спектакли, основные новации и находки, сценография, именно ради таких статей и мечтаешь о том, чтобы в театральном городе Москве существовал бы толстый журнал о театре, где бы анализировалось это многоликое явление – театр. Я бы мечтал прочитать в таком журнале подобную статью о Марчелли и Мэтью Боурне, о Бутусове и Люпе, о Туминасе и Доннелане, о Женоваче и Питере Бруке, о Долгачёве и Карбаускисе, о Богомолове и Бородине, о Мирзоеве и Беляковиче, о Стуруа и Левинском, о Коршунове и Коршуновасе, о Додине и Левитине, о Фокине и Остермайере, о Шапиро и Серебренникове, о Яновской и Брусникиной, о Гинкасе и Фоменко, о Каменьковиче и Поповски, о Чернякове и Конвичном, о Козаке и Тителе, о Райкине и Някрошюсе, о Ерёмине и Мокееве, о …
Далее в №1 идёт статья А.Соколянского о режиссёрском поколении 1957 года рождения (Козак, Женовач, Юхананов, …). Статья не слишком удачная, и автор в этом в самом начале признаётся, вместо анализа – вздохи о том, как замечательно он ходил и смотрел ранние спектакли Козака, и как тяжело ему стало ходить в Театр Пушкина на того же Козака, что он и ходить туда перестал, и при этом не то, что ни одного разбора, а даже и упоминания нет о таких, скажем, этапных работах Козака в Театре Пушкина, как «Ромео и Джульетта», «Чёрный принц», «Академия смеха», «Джан», «Трое на качелях», …
Тут уже довольно-таки внятно и чётко начинает прорисовываться концепция этого журнального номера, который, несмотря на изобилие статей и материалов, представляет собой весьма целостное высказывание: Театр – это там, где жила и творила Пина Бауш, в Европе, а здесь, в Москве и в России – театра нет, он закончился, он был тут, когда здесь жил и работал жил Эфрос – большая подборка фотографий Эфроса прилагается, большая часть фотографий была опубликована раньше в четырёхтомнике Эфроса, в книге воспоминаний о нём, в других изданиях. Опрос студентов РАТИ-ГИТИСа – «Кто такой Эфрос?», варианты ответов – кинорежиссёр, который снял «Кавказскую пленницу», под пселдонимом Эзоп писал басни и т.п. Дикие люди в дикой нетеатральной стране – что они знают о театре… Приведён список старых спектаклей, которые идут в Москве ещё с 90-х и даже с 80-х годов, обзора или даже перечня или хотя бы упоминания заметных премьер нет. Это тоже понятно – в нетеатральном городе идут только старые спектакле, иногда даже хорошие (см. рецензию на «Одну абсолютную деревню» десятилетней давности). Приведена статистика о том, сколько артистов московских театров играют на стороне, и сколько привлекается со стороны по каждому театру – таковых много (20-30%), и оказывается из-за этого репертуарный театр уже погиб, ну или вот-вот погибнет.
В любопытной статье Алёны Карась даётся анализ весьма важной, по мнению автора статьи, тенденции современного немецкого и польского театров – немцы и поляки через свой театр покаялись за свои злодеяния во второй мировой войне (поляки ведь тоже проводили геноцид евреев), а вот у российского театра ни такового покаяния, ни даже такой рефлексии по мученически погибших под Москвой и под Сталинградом немцах нет. И это понятно почему – в Европе театр передовой, а в России – отсталый. Что с театром в России? Про это – фельетон Ситковского о театрах провинциального города NN (из текста и по фотографии можно догадаться, что Нижнего Новгорода). Театралы города NN на премьеры ездят в Москву, благо это не так далеко, а просто публика ходит по чуть-чуть на Куни, театральные залы города полупустые, хотя цена билета в театр равняется цене билета на маршрутку.
Программная статья номера «Театр и холодец» написана О.Зинцовым в виде тезисов. Холодец – это бесформенная зрительская масса, которая проглатывает всё, что ей предлагают. Театра в Москве и в России уже нет. Здешний театр – это пошлый скучный навозный сон. «В рисовании огромного хуя на разводном мосту сегодня больше театра, чем в МХТ, МДТ и БДТ».
Что делать? Где спасаться от навозной кучи современного российского театра? Журнал «Театр» даёт ответ: в перформансе! Последний раздел журнала посвящён перформансу и смежным искусствам. Сами статьи о перформансе читать не обязательно, можно насладиться их названиями: «Перформанс стоит не на обочине, а в самом центре искусства ХХ века», «Призраки живого искусства», … Уважаемые любители театра, надеюсь, Вы поняли - какой вид искусства находится в мёртвом состоянии и на обочине?
Позиция главного редактора нового журнала «Театр» и её соратников мне представляется откровенно капитулянтской, ущербной. Эти люди театра (если они таковыми себя считали или считают) - просто предали театр. Во всём номере нет ни одной аналитической или хотя бы обзорной статьи о современном российском театре, и вот так с ходу объявлять мёртвым целый театральный материк? Мягко говоря – это не убедительно. Нет ни диагноза, ни анамнеза, есть лишь голословное утверждение, что российский театр болен и даже уже мёртв. Что с нашим театром происходит? Если этот анализ не проведёт толстый театральный журнал, то этого не сделает никто. Ответ капитулянтам содержится в этом же номере журнала в интервью с Ю.Погребничко: «В инструкции для критиков (у нас есть идея такой инструкции) я бы предложил при рецензировании спектакля просто описывать свои эмоции. То есть, проще говоря, описывать свою жизнь, а не чужую. Если в человеке есть что-то подлинное, если оно откликнулось на увиденное и если он ещё может написать об этом (а критик же должен уметь писать – хотя бы на уровне среднего писателя), это здорово. Больше ничего и не надо».
Уважаемые господа М.Давыдова, И.Кухаренко, О.Зинцов, Г.Ситковский и др., если Вы разлюбили театр, если театр умер внутри Вас, пожалуйста, не занимайтесь рисованием огромного хуя на страницах журнала «Театр», делайте это на разводных мостах, или вернитесь в свои первые профессии (Олег Зинцов, например, по первому образованию медик, будет лечить людей), или издавайте журнал «Перформанс» про передовой вид искусства, в дополнение к «Артхронике» и др. журналам об актуальных искусствах, но не пишите про театр, который вам просто стал не интересен, театральный журнал должны издавать любящие театр люди.

Журнал «Театр», октябрь 2010, №1
Главный редактор Марина Давыдова
Москва
2010
Tags: театр
Subscribe

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 48 comments

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…