Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Миша и Ваня,

или Во всём мире осталось лишь два один приличных интеллигентных человека – ты, да я

Дядя Ваня
Театр Вахтангова
Римас Туминас
2009


Пожалуй, это – самый необычный «Дядя Ваня» из всех, что мне приходилось видеть. Это, конечно, никакие не сцены из деревенской жизни, спектакль создан, безусловно, не в реалистической стилистике, по жанру это, скорее, трагикомический фарс, и одновременно – драматическая «опера» или драматический «балет», но в спектакле не поют, и всего лишь два раза танцуют, весь спектакль ни на минуту не смолкает музыка (композитор Ф.Латенас), и эта музыка, иногда мрачная, иногда тревожная, иногда язвительная, иногда комичная, иногда ироничная – не просто фон, а вместе с движениями персонажей (чаще всего – фронтальными, из глубины сцены навстречу зрителям), составляет целостную музыкально-пластическую партитуру, которая и воспринимается зрителем как некая драматическая «опера», где практически все чеховские диалоги развёрнуты в монологи, в драматические «арии» несчастных и одиноких человечков, которые они произносят, как правило, лицом к зрителям, как и положено в «опере».
За исключением Войницкого (С.Маковецкий) и Астрова (В.Вдовиченков), все персонажи – это люди-гротески, куколки-манекены с соответствующей пластикой и мимикой: нарумяненная и напудренная кукла Нянька, кукла «Бессловесный исполнитель» работник (С.Епишев), кукла «Чарли Чаплин» Вафля (Ю.Красков), механическая кукла «Старая поклонница» Войницкая (Л.Максакова), фундаментальная кукла «Памятник VIP-персоне» профессор Серебряков (В.Симонов), барби-куколка «Спящая красавица» Елена Андреевна (А.Дубровская). Гротеск – это то, во что жизнь затачивает живого человека, обрезая с него человеческое, и оставляя твёрдый эксцентрический обрезок, гротеск – это тот чудак, в которого человека превращает время и жизнь. Соня (Е.Крегжде) – гротеск «Несчастная», гротеск пока ещё только наполовину. Живых людей, наполненных какой-то живой жизненной потенцией, среди персонажей только двое – Миша и Ваня, Астров и Войницкий: «Во всём уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я, да ты». Астров «жив» благодаря своей природной витальности и уже немного усталой брутальности, тут режиссёр очень точно угадал с исполнителем. А дядя Ваня – просто чуткий, добрый, хороший, одинокий, несчастный, и уже немного чудаковатый человек, и когда, например, он приходит посидеть с заболевшим то ли подагрой, то ли неврозом, профессором, видишь и веришь, что он искренне пришёл помочь мающимся Елене и Соне. В человека-гротеска дядя Ваня начинает превращаться в третьем действии, в сцене обсуждения плана продажи имения, все его телодвижения со стрельбой в VIP-памятник «Профессор С.» – это гротески, которые обнажают всю нелепость перекладывания ответственности за свою собственную жизнь, за своё счастье/несчастье на другого, на других. Финальная сцена «Мы увидим небо в алмазах!» впервые, на моей памяти, звучит не утешительно и не очистительно, Соня читает эти слова с таким намеренным пережимом, что становится ясно, что алмазов и отдохновения не будет, впереди будет только чёрная пустота. Соня поднимает ставшего куклой-манекеном дядю Ваню, и танцует его, открывает широко его глаза, раздвигает его губы в широкой улыбке, «манекен» бесстрастно сохраняет отражения этих внешних уже по отношению к нему движений, и растворяется в темноте. Вахтанговский «Дядя Ваня» – самый мрачный, самый безнадёжный из всех, что мне довелось увидеть.
Tags: Вахтангово, Туминас, Чехов, театр
Subscribe

  • Про жизнь

    «Фаина. Эшелон» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Иосиф Райхельгауз, 2020 Внезапный оглушительный взрыв. Тьма и вопль всех голосов сразу.…

  • Театр как воспоминание

    «Все тут.» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Дмитрий Крымов, 2020 Там, где – боже мой! – Будет мама молодая И отец живой. Геннадий…

  • Суд над судьями

    Генрих фон Клейст «Разбитый кувшин / Der zerbrochene Krug», режиссёры Густав Учицки и Эмиль Яннингс / Gustav Ucicky, Emil Jannings, Германия, 1937…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments

  • Про жизнь

    «Фаина. Эшелон» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Иосиф Райхельгауз, 2020 Внезапный оглушительный взрыв. Тьма и вопль всех голосов сразу.…

  • Театр как воспоминание

    «Все тут.» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Дмитрий Крымов, 2020 Там, где – боже мой! – Будет мама молодая И отец живой. Геннадий…

  • Суд над судьями

    Генрих фон Клейст «Разбитый кувшин / Der zerbrochene Krug», режиссёры Густав Учицки и Эмиль Яннингс / Gustav Ucicky, Emil Jannings, Германия, 1937…