Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

«Чайка» в Рижском театре русской драмы

Монитор-театр
Идея Петера Штайна с «подключением» героев «Чайки» к огромному монитору, с разработкой чеховского «видеоинтерфейса» является спектаклеобразующей. Четыре видеокартинки, проецируемые на компьютерно-театральный монитор:
- заходящее на фоне озера солнце и восходящая луна;
- бегущие облака и противоположный берег озера;
- два светлых окна на тёмной стене;
- чёрное грозовое небо с небольшим постоянно затягивающимся просветом;
постоянно меняются, как меняются они и в жизни, ведь в природе нет ничего постоянного, неизменного, таким постоянно изменяющимся объектом является и человек, его внутренний мир. Синхронно с изменением картинки на мониторе изменяется и внутреннее состояние героев, человек так же неуловим и изменчив, как летящее по небу облако, или «растаивающий» закат. У Штайна в «Чайке» нет правых и виноватых, нет плохих и хороших, профессии этих людей (писатель, актриса, учитель, врач) для него несущественны, ему интересны и важны Люди и их беспрерывно меняющиеся внутренние состояния: случился первый поцелуй и первое объятие у влюбленных друг в друга Заречной и Тригорина – яркая вспышка света мгновенно залила монитор (первый поцелуй в памяти человека всегда такой вспышкой и запечатлевается).

Финал: Красный квадрат
Как только герои «подключились» к монитору, ещё в первом акте, внутренним зрением я уже увидел финал – ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ, пустота в которую погружается Треплев. А когда я УСЛЫШАЛ притчу Сорина/Дорна «Утром на четырёх ногах, днём – на двух, вечером - на трёх… А ночью – на спине», то финальный квадрат уже почти «проявился». Финальная картинка – однотонная красная краска, заливающая хотя и чёрную, но живую картинку, превращающаяся в монотонный КРАСНЫЙ КВАДРАТ. Здесь человек ЖИЛ.

От Цвето-Театра к Монитор-театру
Первооткрывателем Цвето-Театра, технологического предшественника Монитор-Театра, является Товстоногов, причём этот прорыв им был сделан тоже в чеховском спектакле. Думаю, что многие театралы помнят его спектакль в БДТ «Три сестры». В каждом из четырёх актов спектакля был свой цвет, который создавал определённую атмосферу, настроение:
1) Ярко-жёлтый: сцена была как бы залита солнцем.
2) Холодный синий цвет создавал атмосферу зимнего вечера.
3) Красный, багровый цвет являлся как бы отблеском пожара.
4) Белый и серебристо-серый создавал ощущение прозрачного будущего-прошлого, в котором всё и все растворялись.
Tags: Штайн, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment