Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Притча о человеческом зародыше

Пьер Оливье Скотто «Мадлен и Моисей» в Театре Сатиры, режиссёр Валерий Саркисов, 2001

Чердак Сатиры
Этот камерный спектакль на двух актёров идёт в зале под названием «Чердак Сатиры», зал этот представляет собой уменьшенную (всего 5-6 рядов) копию большого зала театра, и располагается, как следует из его названия, под крышей.

Он и она
Моисей – психоаналитик средних лет, замкнутый, погружённый в себя (А.Гузенко). Мадлен – его пациентка, энергичная, мобильная дама преклонных лет (О.Аросева), то вбегающая в кабинет врача, то приезжающая туда на самокате. Зачем ей психоаналитик – трудно представить, она объясняет, что он ей нужен, так как она испытывает дефицит общения. Сцена представляет собой кабинет Моисея, в котором он производит приём больных. К финалу психолог и пациентка меняются местами.

Жанр
В программке жанр спектакля обозначен, как комедия, на самом деле это мелодрама. Ключ ко всей этой истории заключён в прологе, в котором Моисей читает притчу о человеческом зародыше. Но даже тот, кто прологу не придал никакого значения (и я был в их числе), к финальной сцене обо всём догадывается, причём догадывается «сам», без подсказки театра, испытывая от этого факта удовольствие, понимающе переглядываясь с соседом (-кой): «Ну ведь это …» и мысленно восклицая: «Какой я проницательный! Какой я умный!».

Актёры
Похоже, что Аросева не играет в этой роли, а представляет самою себя. Её Мадлен – это точная копия бабушки из антрепризных «Афинских вечеров» (предыдущий спектакль, где мне довелось увидеть эту удивительно органичную актрису) – вечно молодой душой экстраверт-жизнелюб-оптимист. Гузенко пытается на достаточно ограниченном по времени и по глубине материале сыграть погружение человека в самого себя, и – у него получается.

Гузенко
Впервые увидел этого актёра в сатировском спектакле Вилькина по Пиранделло «Это так». Он играл главного героя, пьеса парадоксально устроена: что произошло в семье главного героя – точно неизвестно, но понятно, что это какая то трагедия или драма. Так вот – эту трагедию без начала и конца, трагедию, которая никакими событиями внутри пьесы не продуцировалась, он и играл, играл удивительно человечно и по-пиранделловски отстранённо в то же время. Ещё одна его роль, которая просто потрясла – это Дон Гуан в последнем спектакле Зонненштраля «Каменный гость» в Вернисаже. Гузенко играл Поэта в высшем смысле этого слова, который в своём движении, в творчестве, в жизни, просто живёт поверх барьеров.
Tags: Саркисов, Сатира, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment