Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Притча о человеческом зародыше

Пьер Оливье Скотто «Мадлен и Моисей» в Театре Сатиры, режиссёр Валерий Саркисов, 2001

Чердак Сатиры
Этот камерный спектакль на двух актёров идёт в зале под названием «Чердак Сатиры», зал этот представляет собой уменьшенную (всего 5-6 рядов) копию большого зала театра, и располагается, как следует из его названия, под крышей.

Он и она
Моисей – психоаналитик средних лет, замкнутый, погружённый в себя (А.Гузенко). Мадлен – его пациентка, энергичная, мобильная дама преклонных лет (О.Аросева), то вбегающая в кабинет врача, то приезжающая туда на самокате. Зачем ей психоаналитик – трудно представить, она объясняет, что он ей нужен, так как она испытывает дефицит общения. Сцена представляет собой кабинет Моисея, в котором он производит приём больных. К финалу психолог и пациентка меняются местами.

Жанр
В программке жанр спектакля обозначен, как комедия, на самом деле это мелодрама. Ключ ко всей этой истории заключён в прологе, в котором Моисей читает притчу о человеческом зародыше. Но даже тот, кто прологу не придал никакого значения (и я был в их числе), к финальной сцене обо всём догадывается, причём догадывается «сам», без подсказки театра, испытывая от этого факта удовольствие, понимающе переглядываясь с соседом (-кой): «Ну ведь это …» и мысленно восклицая: «Какой я проницательный! Какой я умный!».

Актёры
Похоже, что Аросева не играет в этой роли, а представляет самою себя. Её Мадлен – это точная копия бабушки из антрепризных «Афинских вечеров» (предыдущий спектакль, где мне довелось увидеть эту удивительно органичную актрису) – вечно молодой душой экстраверт-жизнелюб-оптимист. Гузенко пытается на достаточно ограниченном по времени и по глубине материале сыграть погружение человека в самого себя, и – у него получается.

Гузенко
Впервые увидел этого актёра в сатировском спектакле Вилькина по Пиранделло «Это так». Он играл главного героя, пьеса парадоксально устроена: что произошло в семье главного героя – точно неизвестно, но понятно, что это какая то трагедия или драма. Так вот – эту трагедию без начала и конца, трагедию, которая никакими событиями внутри пьесы не продуцировалась, он и играл, играл удивительно человечно и по-пиранделловски отстранённо в то же время. Ещё одна его роль, которая просто потрясла – это Дон Гуан в последнем спектакле Зонненштраля «Каменный гость» в Вернисаже. Гузенко играл Поэта в высшем смысле этого слова, который в своём движении, в творчестве, в жизни, просто живёт поверх барьеров.
Tags: Саркисов, Сатира, театр
Subscribe

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment