Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Гугль знает всё!

Призрак | The Ghost Writer
Роман Поланский | Roman Polanski
Франция, Германия, Великобритания
2010


Российские прокатчики, выбросив из названия фильма одно слово, на этот раз улучшили его, сделав его и многозначней, и адекватней. Призрак – это не только писатель-призрак, литературный негр, пишущий мемуары за VIP-персон, Призрак – это невидимая сила, которая правит миром Великобританией. Что это за сила выясняется, как и положено в хорошем детективе, в самом финале. С первых кадров на два часа зритель погружается в хичкоковское пространство саспенса, возникающего из хмурого, сыплющего дождём неба, и штормящего моря, из недоговорённостей, из тревожной музыки, из ощущения, что все что-то скрывают и не говорят главного, из звонков мобильника, из найденного конверта с документами, из поездки на автомобиле по маршруту, который сохранился в памяти навигатора от предыдущего пользователя, из атмосферы фильма. Осязаемые мелочи наполненного опасностями мира всегда были сильной стороной режиссёрского дара Поланского, до сир пор кожей помню хруст отрубаемых топором голов в «Макбете» или липкий звук скотча срываемого со рта Бена Кингсли в «Смерть и дева». Таких деталей много и в «Призраке», например, знакомое каждому неторопливое стрекотание ноутбука при втыкании в него флэшки в тот момент, когда файл надо быстро-быстро открыть и прочитать, увязание велосипедных колёс в мокром рыхлом песке, или кучка сухих листьев собранная дворником-таджиком и тут же выдуваемая ветром из тачки – каждый такой знакомый квант реальности, с одной стороны, придаёт фильму осязаемость, погружая зрителя в происходящее, и наполняя его, как и главного героя, ожиданием опасности, с другой – иногда вырастает до символа-знака сопротивления реальности или бесполезности каких-либо действий вообще.
Но версию Поланского о силе, которая знает всё (а если чего не знает – то знает Гугль), и правит всем миром всей Великобританией, мягко говоря, серьёзно воспринимать не возможно, точнее, она воспринимается на уровне ЖЖ-высказываний, что виновник лесных пожарах, жары и экономического кризиса, и вообще всех бед (!) - император Путэн Первый, ну а, главная российская беда ХХ века - революция 1917, по версии большевиков, случилась из-за кровавого и плохого царя-батюшки Николая. Столь одномерные линейно-детерминированные модели, увы, не могут объяснить и прояснить сложность мира.
Tags: Поланский, кино
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…