Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

«Трактирщица» в Театре на Юго-Западе

Дискотека-карнавал
Под шлягер дискотек 80-х годов прошлого века (Тото Кутуньо) в лучах цветных мерцающих софитов выходят, точнее, вытанцовывают, герои этой истории. На них причудливые костюмы, многие детали которых гипертрофированы: длинные полупрозрачные рубашки почти до колен, очень короткие (выше пояса) жилетки, причудливые пиджаки с невероятно вытянутыми лацканами и плечами, у каждого персонажа вся одежда в одном цвете, вначале от этих красок рябит в глазах, но в финале все цвета выстроятся в строго обоснованном порядке. Актёры играют своих персонажей, словно танцуют на дискотеке. Ощущение таково, что все эти графы, маркизы, актрисы, кавалеры, слуги, хозяйка меблирашек – все притворяются, причём в притворстве своём сильно пережимают, переигрывают. Режиссёр ставит Гольдони как Гоцци, его антипода-конкурента - масочно, причём надевает на всех персонажей маску притворства, маску игры, в нескольких эпизодах маска будет и буквально надета на кого-то из героев. И эта масочное притворство происходит на фоне карнавала (действие происходит во Флоренции), он вот-вот начнётся, его репетируют, в нём участвуют. Флорентийский карнавал тот очень похож на нашу дискотеку, звучат на нём итальянские шлягеры, море цветных огней, знакомая дискотечная динамика. Все на дискотеке-карнавале притворяются: кавалер – настоящим мужчиной, хозяйка – безумно влюблённой в него, бродячие актрисы – богатыми дамами, граф – щедрым джентльменом, маркиз – богачём, слуги – преданными своим хозяевам, но за всем этим идёт Главная Игра – мужчины «играют» с женщинами, а женщины - с мужчинами. Игра эта – вечна, как вечен мир. Утрировав притворство, основное оружие и силу Игры, режиссёр тем самым обнажил, визуализировал суть Игры. В финале, при подведении результата Игры, один из игроков, кавалер Рипафратта, вдруг обнаруживает под своей маской «настоящего мужчины» живое лицо, которое искажено болью неразделённой любви. Очень трогательны три эпизода в финале:
- когда он, обнаружив, что он – влюблён, делится этим открытием со зрителями. Думаю, что не было в зале ни одного человека, который ему бы не посочувтвовал;
- участники дискотеки во главе с хозяйкой «раскалывают» его – «Сознайся, что ты влюбился! Ты же плачешь!» А он? глотая слёзы – то ли плачет, то ли смеётся, натягивая на себя осколки разбитой маски «настоящего мужчины»;
- самый финал спектакля: все попарно уходят со сцены – каждый мужчина со СВОЕЙ женщиной, с женщиной своего цвета (жёлтый с жёлтой, оранжевый с оранжевой и т.п.) Голубой кавалер одиноко застывает посредине, а в этот момент белый Фабрицио уводит голубую Мирандолину, в дверном проёме она оглянется, сделает пару шагов назад, но … Белый хозяйским жестом обнимет её за плечо и она уйдёт с ним навсегда.

Карнавальность
Беляковичу близко ощущение Театра как своеобразного Карнавала. С помощью этого приёма он ставил многие пьесы – «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Makarena». Сильнее всего приём сработал в «Трактирщице», поскольку был использован здесь в наиболее концентрированном виде. Совсем не сработал – в «Makarene», видимо, кубинский карнавал оказался чужд этой пьесе Птушкиной. В тексте пьесы Кубы и карнавала не было, это было привнесено в спектакль театром извне, потому и не сработало.

Гришин
Впервые увидел этого талантливого актёра в дипломном спектакле «Утиная охота», никогда не забуду его Зилова – сильного, куражливого, но с какой то червоточиной в душе. До «Трактирщицы» видел его в эпизодах на ЮЗ и в роли наёмного убийцы в «Лоренцаччо» (РАМТ). Рад за него, рад, что он сыграл большую и интересную роль – кавалера Рипафратта, роль которую блестяще играл К.Станиславский.
Tags: Белякович, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments