Джессика Хауснер | Jessica Hausner
Австрия, Франция, Германия
2009
Лурд – храмовый комплекс во Франции, где
В фильме звучат три мелодии, у каждой из которых в нём своя метафизическая роль. Первой звучит Ave Maria, первый раз – в столовой, эта мелодия подчёркивает формальную технологичность всего происходящего в Лурде. Хоральная прелюдия Баха, та самая, что звучала в «Солярисе» в аранжировке Артемьева, звучит здесь в первозданном виде, звучит строже и торжественней, и обозначает то же, что и у Тарковского - присутствие Бога, иначе эту мелодию в посттарковскую эпоху невозможно воспринимать, она звучит в двух эпизодах: первый раз - в сцене омовения главной героини, когда её уносят за полиэтиленовую занавеску в ванну. Бог где-то здесь? За занавеской? Где-то рядом... Второй раз – когда «Красная шапочка» сидит в своей инвалидной коляске словно зажатая двумя огромными каменными колонными – Бог где-то рядом? Где-то рядом...
Истомившись, ждёшь от фильма либо превращения его в «Праздник Святого Йоргена», либо в «Иисуса из Назарета», ждёшь «чуда» или чуда, разоблачения или прихода миссии с последующим чудесным превращением воды в вино, а происходит всего-навсего Чудо. И тут вступает третья мелодия, банальнейшая Феличита, под которую Чудо «уходит». И тогда тебя пронзает, ты понимаешь, что истоки Чуда – внутри человека, что Бог есть любовь, и он совсем рядом, он – внутри. А Лурд – это всего-навсего небольшая щербинка в вертикальной стене. Хочешь Чуда? Встань и иди! Иди вверх по вертикальной стене бытия, зацепившись за Лурд.