Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

«Петля» в театре Модернъ


Петля
Парижская мансарда 30-х годов прошлого века. Такие квартирки-мансарды многократно описаны в мемуарной и художественной литературе – в них жили представители богемы, художники, писатели и поэты. В этой - живёт русский эмигрант, полковник Субботин (арт.О.Царёв), один из участников убийства Распутина. Призрак великого старца преследует его, в квартире полковника он появляется отовсюду: из стен, из-за спины самого офицера, из-под спинки дивана в стиле модерн. Двойник Распутина – некая смесь Призрака отца Гамлета, чёрта, являвшегося Ивану Карамазову с оперным Мефистофелем: с лицом цвета посеревшего мартовского снега, с кроваво алеющим ртом и всклоченной гривой волос (замечательная работа артиста О.Масленникова), он обрушивает на Субботина горы неопровержимых аргументов его вины в гибели России. Иногда Призрак приходит с гитарой и поёт, правда в отличие от Мефистофеля поёт романсы; полковник берёт гитару и, они поют дуэтом, им подпевает призрачное окружение Распутина – княжны и офицеры. Полковнику возразить Распутину нечего, распутинские доводы убийственны. Петля, подвешенная к крыше мансарды, и которую Распутин одевает ему на шею – итог жизни, одинокого и потерпевшего поражение боевого офицера.

Она
Из петли его вытащит Она, женщина его судьбы. Актриса Е.Стародуб принесла в спектакль эту тему, этот образ истинной Женщины, предназначение которой – Любовь, из своих ролей в театре на Покровке (Маша, Наталья Петровна, …). Она словно вдыхает в него жизнь. Он спасён? Не тут то было! В спектакле есть ещё драматург (Ибрагимбеков) и режиссёры (Ибрагимбеков и Врагова).

Самоубийство в стиле модерн
И всё-таки он уходит из жизни – добровольно (по приказу драматурга и режиссёров). Сам герой, объясняя мотивы своего решения, говорит, что люди практические его не поймут. Не знаю, следует ли из этого, что Жан - человек практический, но этого решения офицера Субботина я не понял. Были продекларированы две причины:
1) Самоубийство было уже раннее объявлено, приходил даже фотограф-француз, чтобы сделать фотографии места происшествия. Слово офицера уже дано.
2) Заходил американский писатель, восхищавшийся мужеством русского человека, решившего добровольно уйти из жизни, и говорившего, что он сам тоже так сделает. И если Субботин отменит своё решение, американец будет плохо думать о всех русских – будто русские – трусы и не держат слово. Пародийный (объедающийся холодным пловом) американский писатель – намёк на Хемингуэя, жившего и писавшего в Париже весной и летом 1929 г. свой роман «Прощай, оружие». Время действия спектакля обозначено документально точно – накануне похищения руководителя РОВС генерала Кутепова агентурой ГПУ – январь 1930 г.
Причины, по которым авторы спектакля убивают своего героя, стали понятны уже после его окончания, когда под аплодисменты открылся занавес, на сцене живописно расположились все герои, Субботин и Распутин держали в руках гитары и был исполнен романс, уже звучавший в спектакле - «Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество – в нас!». Офицеры кланялись зрителям, будто отдавали честь. И тут пришло понимание, что офицер Субботин был убит авторами ради торжества стиля Модерн. Высокий, стройный, красивый Царёв-Субботин в военной форме был словно олицетворением «России, которую мы потеряли», России стиля Модерн. Даже Распутин с гитарой, распевающий офицерские романсы, вписывался в этот большой стиль. Ведь это так красиво – красиво умереть ради тожества стиля. Смерть во имя идеи – сегодня, после краха и развенчания социалистического и коммунистического реализма эта парадигма уже не кажется никому убедительной. А что делать в бесстилевое время, когда и идей уже нет? Спектакль «Петля» - редкий случай, когда торжество схемы (стиля) над логикой искусства и жизни не кажется поражением.
Tags: Врагова, театр
Subscribe

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments