Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Принцип Антигоны

Как жить? Как жить, когда всё рушится? Как жить, когда гибнет твоё дело, твой мир? Что делать, когда материал твоей жизни истлел и рассыпается у тебя в руках на твоих глазах?
Вариантов совсем немного:
1) Ничего не делать.
2) Всё бросить, что можно – продать, и убежать.
3) Помогать силам хаоса ускорить разрушение.
4) Пытаться соединить безнадёжно распадающиеся нити разрушаемого.

Где-то в Африке, страна и время действия не указаны, да это и не важно (Руанда, Ангола, Конго, Габон, далее - везде). Очередной кризис/распад очередного правящего африканского режима, белые бегут из страны. По лесам, по полям, по городкам и деревням бродят вооружённые автоматами отряды/формирования/банды/группы чёрных партизан/повстанцев/бандитов/босяков/подростков/детей, науськиваемые под поп-мелодии радиодиджеем-агитатором: «Иди и порви этот белый материал! Иди и возьми у них то, что они награбили, эксплуатируя нас!» Белым материалом чёрные называют белых людей, эти слова, которые могут показаться несколько презрительно-циничными, являются зеркальным отражением отношения белых к чёрным, для белых людей в Африке чёрные – тоже всего лишь чёрный материал, который может обрабатывать их плантации, собирать и перевозить урожай, убираться в их домах.
Что делать семейству белых плантаторов в этой бурно кипящей чёрной стране? Рабочие бегут, урожай кофе гибнет на полях, электрические провода обрезаются, бензин заканчивается, вооружённые бандюки требуют денег за проезд по дороге, люди с автоматами приходят в твой дом, заходишь в аптеку за лекарством, а там … валяются трупы застреленных аптекарей, с которыми вчера ты здоровался и болтал о делах. Мужчины (свёкр, бывший муж и сын) выбирают варианты 1, 2 и 3. И лишь женщина борется с хаосом, выбирая вариант 4. Мари, белая рыжая женщина средних лет с усталым измученным лицом (Изабель Юппер), ведёт безнадёжную борьбу за свой кофе - ездит по деревням, нанимает новых чёрных рабочих взамен удравших, привозит их, обучает, показывая всю технологическую цепочку – как собрать, как промыть, как высушить, как очистить. При этом заметно, что она сама получает какое-то особое удовольствие просто от соприкосновения с кофейными зёрнами. И пытается спасти плантацию она, скорее всего, не из-за денег, а потому, что этот кофе – это её дело, её мир, материал её жизни.
Этот фильм, словно пульсирующий сгусток саспенса, с первых кадров входит в тебя и вибрирует внутри – с первых мгновений, когда зритель вместе с Мари оказывается на какой-то дороге в лесу, его опутывает липкая тревога – что-то ужасное должно произойти, вот-вот… вот появится вертолёт, и с него прокричат, что французские войска покидают страну и сбросят пару десятков коробок с комплектом для выживания, вот будет валяться на дороге потерянная кем-то сандалия, вот проедет по дороге грузовик полный чёрных с автоматами, вот послышится какая-то приглушённая музыка, будто кто-то в зале №10 кинотеатра «Октябрь» забыл плеер выключить, ан нет – это валяется под кустом включённый транзисторный радиоприёмник, мне кажется, режиссёр здесь даёт ссылку на фильм классика африканского кино Усмана Сембена «Мулааде» - работающий и валяющийся на земле радиоприёмник как символ освобождающейся Африки, и ведь, действительно, то, что для белых – хаос, для чёрных – освобождение, причём, «освобождение» не последнее, и на ближайшие несколько десятков лет – перманентное.
Это фильм не о расовых или каких-либо других конфликтах, не об освободительном антиколониальном движении в Африке, это фильм о безнадёжности, о том состоянии человека, когда чтобы он ни делал, и делал хорошо, со страстью, талантом и душой – всё рассыпается, потому, как в той стране пришло глобальное «время разбрасывать камни». Героиня своей волей и упорством сделать то, что считает должным, своё дело, в невозможно-безнадёжных обстоятельствах похожа на софокло-ануйевскую Антигону, и вырастает к финалу в трагическую фигуру, наподобие античной, и не удивительно, что в этом финале варианты 3 и 4 смыкаются в одной страшной точке – в безумии.

Белый материал | White Material
Клер Дени | Claire Denis
Франция
2009


Белый материал
Tags: Дени, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments