Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Мамапапаводкаантрепреза

Ясмина Реза «Бог резни» в театре Современник, режиссёр Сергей Пускепалис, 2009

Лет десять назад франко-иранская драматургесса Ясмина Реза в московском театральном мире позиционировалась как автор интеллектуальной пьесы «Арт/Искусство». Новая её комедия «Бог резни» формально похожа на «Арт» - пьеса тоже разговорная, четыре персонажа, всё действие в течение двух часов происходит в одной комнате. Спектакль же сделан в классическо-антрепризном духе – смешные дяди и тёти на сцене смешат весёлых, вот-вот готовых расхохотаться, дядь и тёть в зале, и к этой антрепризности руки приложили и автор пьесы, и переводчик – журналист, писатель, телеведущий, поэт, биограф Пастернака, Окуджавы и др. ЖЗЛовцев Д.Быков, и режиссёр С.Пускепалис, и актёры (О.Дроздова, А.Бабенко, В.Ветров, С.Юшкевич).
Смешарики Я.Резы на интеллектуальность и оригинальность не претендуют – одну из героинь несколько раз фонтаном тошнит, она заблёвывает всё и всех вокруг, когда остальные долго-долго рассматривают, нюхают, трогают, отмывают, чистят, обсуждают испачканные предметы и вещи – это «как бы» смешно, ну а потом все персонажи пьют русскую водку «Калашникоff» из бутылки-автомат, и напиваются пьяными - смотреть на пьяных тоже «как бы» смешно.
Трудно сказать в каком объёме, но заметно, что переводчик локализовал пьесу, набросал в текст всякого разного оживляжа – про «Волшебника Изумрудного города», про черножопых негров, кое-где речь героев матерком подкрасил, всё это из благих антрепризных побуждений – чтоб смешить.
Режиссёр создал персонажам антрепризные «маски» которые артисты весело и усердно носят на сцене, озабоченный мямлик (Юшкевич), шустрик с вечно звонящим мобильным телефоном (Ветров), деловая прогрессивная женщина (Дроздова играет эту роль тем же кукольным голоском, что и в «Мамапапасынсобака»), блондинка-инженю (Бабенко). По ходу действия (блюватос, пьянство и алкогольные опьянения, споры) маски с персонажей слетают, но за ними – другие маски, театральные приёмчики. Артисты истово комикуют, актрисы - побольше, актёры - поменьше, пережимают, но по-другому реза-быковский текст играть вряд ли возможно. Человека за актёрскими ужимками и приёмчиками не видно. А без Человека нет и Бога, который указан в названии шоу. Ну а для разговора о Боге Резни и пьесе (прежде всего!), и спектаклю не хватает Абсурда и боли, «кровоточащих» ран и энтропии, ведь когда режут - это больно, всё слишком жанрово организовано, приглажено, предсказуемо.
Бог резни
Tags: Пускепалис, Реза, Современник, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments