Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Режиссёрско-чечёточный гамбит

Николай Гоголь «Игроки», Театр Около дома Станиславского, режиссёр Алексей Левинский, 2007

Режиссёрский замысел, концепт, Левинского любопытен. Он внятный, легко считываемый, «Игроки» – это модель антагонистической игры, пространство сцены – это игровое поле (вроде шахматной доски или карточного столика), это выделено цветом предметов – коврик на полу, стол, табуретки и пр. (цветов всего два, как в шахматах – чёрный и белый) и костюмами персонажей (здесь тоже чёрно-белая гамма). На игровом поле чёрные-белые делают ходы: e2-e4, e7-e5, … Любое действие – от фразы «Кто у в вашем отеле остановился?», до мытья рук и стрижки бороды – не просто так, это – ходы в игре, игра – антагонистическая, в которой у каждого игрока свои цели и интересы, и свои стратегии. Кто-то полагается на «Аделаиду Ивановну», кто-то строит более сложные комбинации. Разыгрываются своего рода «гамбиты» с жертвами «пешек» и других «фигур». Режиссёр выделяет ходы светом, подсвечивая фишку-фигуру, которой делается ход – руки мечущие карты, или - Глов-старший, Глов-младший, Замухрышкин и пр. Выделение ходов делается и чечёткой, степом, который бью слуги, удар носком – е2, удар пяткой – е4, … Вот этой фон_неймановской компоненте спектакля, «Theory of Games and Theatrical Behavior» есть стройность, красота, и – она обоснована текстом пьесы.
Но, к сожалению, в спектакле в добавку к концепции, к «скелету», не хватает живой ткани. Актёры играют не живых людей, а «фишки», «карты из колоды», фигуры, которыми делаются ходы, потому вся их игра происходит в «узком» интонационном коридорчике, который им установил режиссёр. Вместо четырёх карточных мастей в спектакле лишь два цвета – белый и чёрный (как в шахматах), в спектакле с самого начала, в мизансценах идёт подсветка, выделение чёрного и белого – белые квадраты стен, чёрный квадрат сценического пола, на нём белый квадрат ковра, на нём чёрный круг стола, вокруг – чёрно-белые фишки-игроки и чёрные круглые табуретки. Гамбит – это стиль шахматной игры с ранней жертвой, пешки или фигуры, с целью получения позиционного преимущества в миттельшпиле и эндшпиле. Гловы, Замухрышкин – это те самые пешки, которые поспешно съедает незадачливый игрок, и … проигрывает. Но, конечно, это спектакль не про шахматы, да и не про карты, а про антагонистическую игру вообще, ведь в модель антагонистической игры или неантагонистической игры с «природой» укладывается большинство жизненных процессов, от брака до собрания акционеров. Игра в карты, метание банчика в спектакле более походит не на карточную игру, а на блэк-джек. Это тоже антагонистическая игра, но с автоматом, но ведь именно так автоматически метал-блэкджекил, и Кругель, и Ихарев. В спектакле Левинского нет разделения персонажей на субъектов и объектов, всё смешано, Ихарев – точно такая же фишка-карта, и одновременно – игрок, как и все остальные посетители казино «Игроки», он - точно в таком же строго чёрно-белом шахматно-казиношном костюме, как и остальные игроки-фишки, и играет Егоров своего игрока Ихарева тоже по-фишечному плоско, ну может чуть-чуть пообъёмней. Возраст персонажа здесь не имеет никакого значения. Имеет значение взгляд, позиция режиссёра, взгляд Левинского – это сухой взгляд театрального математика, для которого персонажи «Игроков» - это не живые люди, а некие знаки, символы из уравнений теории игр, они субстанциональны не на уровне мира материального, а как идеи платоновского мира Идей.
Игроки
Tags: Гоголь, Левинский, Около, театр
Subscribe

  • Синдром Александра Блока

    Фанфан – аромат любви / Fanfan, режиссёр Александр Жарден / Alexandre Jardin, Франция, 1993 Я люблю, и любуюсь, и жду Переливчатых красок и…

  • футляр, футляр

    Альфредо, Альфредо / Alfredo, Alfredo, режиссёр Пьетро Джерми / Pietro Germi, Италия, Франция, 1972 Некогда говаривали: брак – это как осажденная…

  • эгоизм vs. любовь

    Студентка / L'etudiante, режиссёр Клод Пиното / Claude Pinoteau, Франция, Италия, 1988 Впрочем, любовь не заглядывает в метрические записи. Никто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment