Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Радиация власти

Павел Гусев «Плащ кардинала» в Малом театре, режиссёр Владимир Драгунов, 2002

На авансцене большая карта Европы (в 2 экз.), слева столик, на котором стоит шахматная доска. Время от времени к шахматам подходит кардинал Ришелье, недолго, но глубоко размышляет и делает ход. Противоборство заговорщиков и кардинала очень похоже на шахматную партию – проводимые поочерёдно сторонами мероприятия и совещания: подготовка договора с Испанией, сватание принцессы Мантуанской за польского короля, перехват испанского договора, псевдоотставка кардинала и т.п. – это ходы игроков. Кто победит ясно с первого взгляда: Ришелье – гроссмейстер игры под названием «борьба за власть», молодой Сен-Мар – юниор. В конце первого действия кардинал (Я.Барышев), выйдя на авансцену, произносит монолог о власти, обращаясь напрямую к публике: зачем ему эта власть, ради чего он за неё борется? Ради славы? – Слава эфемерна, он знает её ничтожную цену. Ради народа? Он его презирает. Жить ему осталось совсем немного, он неизлечимо болен. Зачем ему власть? Уж лучше бы он посвятил свою жизнь Богу, и тогда с небес ему спустилась бы лестница, как святому отшельнику. Лестница? Лестница власти! Только по ней имеет смысл двигаться! В этот момент сцена затемнена, ярко освещён лишь кардинал, на словах о лестнице власти пучок света над ним становится ярко-ярко серебристо белым, словно радиация власти обволакивает его. Каноническая малотеатровская мизансцена – Большой Актёр (Музиль, Правдин, Рыбаков, Барышев, Ленский – неважно кто) и его монолог. Но есть в этой сцене (в основном за счёт спецосвещения) и нечто Юго-Западное, именно так строил мизансцену Белякович в «Что случилось в зоопарке» - ярко высветив протагониста (Джерри) и затемнив второго актёра, присутствующего на сцене. Во время этого своего монолога Ришелье вырастает в гигантскую драматическую фигуру. Он словно Тригорин, внутри которого сидит какой-то механизм, заставляющий его писать и писать, так и Ришелье что-то всё время заставляет властвовать и властвовать.

Вертикаль власти
В финальном диалоге Ришелье и Сен-Мара в Бастилии выясняется, что заговор носил «лабораторный» характер и был организован самим кардиналом, который изначально контролировал всю ситуацию. Заговор был «шахматной» партией с одним игроком, как и в шахматной игре на авансцене. Цель Ришелье: воспитание и конкурсный отбор преемника, который мог бы нести вертикаль власти, ибо король слаб и глуп, дворянчики растаскивают страну по своим закромам, и если не держать вертикаль власти, страна будет разваливаться. Алый плащ кардинала, который Ришелье оставляет в камере дарует узнику жизнь и свободу, символизирует и власть, передаваемую от первого министра Франции преемнику. Возьмёт ли Сен-Мар плащ? И сможет ли держать вертикаль власти? На эти вопрос спектакль не даёт ответа, в тот момент, когда маркиз Сен-Мар приподнимается с пола и делает один шаг, закрывается занавес. Сомнения есть - уж больно невзрачен был этот маркиз на протяжении всех коллизий заговора, да и ничем кроме пылкости себя он не проявил.
Плащ кардинала
Tags: Драгунов, Малый театр, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment