Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Путь из комиков в трагики

Михаил Булгаков «Кабала святош» в Театре на Покровке, режиссёр Сергей Арцибашев, 2000

Мольер Сергея Арцибашева – руководитель театра Пале-Рояль и его ведущий комик, комик по амплуа, от Бога и по призванию. У него смешная внешность – большая, почти наголо остриженная голова, крупные, будто вырубленные черты лица, большие навыкате глаза. На сцене он смешён, покровский спектакль начинается с финала пале-рояльского, зрители увидят лишь поклоны, которые Мольер и его актёры преподносят Королю – забавно кланяется этот забавный человечек. Как истинного комика, комическое сопровождает его и в жизни: он готовится к серьёзному разговору с Мадленой, тема которого «Отпусти меня!», репетирует – как он будет произносить: «Мадлена, нам надо поговорить!», пробует самые разные варианты. В это время она входит, останавливается в дверях, и наблюдает за его репетицией. Смешно. Продавец «волшебного» клавесина разводит его как лоха, а он всё хочет разгадать секрет – пытается сам удалённо сыграть на нём. Смешной наивный человек. Он смешён и когда обнимает и целует свою Аманду (Н.Гребенкина): она высокая и стройная, а он низенький и широкий, и так быстро-быстро ласкает её, как будто спешит. У него есть одна сильнейшая страсть – играть в театре. Собственно для того он и пишет пьесы, чтобы играть в них. Эта страсть сильнее даже, чем коллекционирование дензнаков, честолюбие и зуд руководства чем-либо, в том числе и театром и театрами. Кто хоть раз выходил на сцену, знает, что такого кайфа, как от игры на сцене, в жизни где-либо ещё получить трудно. Худрук двух московских театров С.Н.Арцибашев, регулярно приезжающий с Б.Никитской на Покровку играть на этой маленькой сцене, знает об этом не понаслышке. Комик хочет ИГРАТЬ. Он радуется как ребёнок, когда Король разрешает «Тартюфа», ведь там он будет играть! Но жизнь заставляет его сменить амплуа: он обидел, задел каким-то своим спектаклем Могущественное Лицо - Архиепископа города Парижа, впрочем, это могло быть и другое, но не менее могущественное лицо. Далее события развиваются по отлаженной технологии, она одна и та же в разные времена, и в разных странах, меняются лишь «лейблы», обозначающие «каббалистические операции»: допрос, провокация, шантаж, запугивание, обвинение в неуплате налогов, «перекрыть кислород», арест, ссылка, «поставить на бабки», высылка и т.п. Два последних монолога Мольера – трагические, его заставили сменить амплуа. Он надевает маску трагика сначала за кулисами: «Ваше Величество, где найдёте Вы такого другого блюдолиза, как Мольер!...», а потом и на сцене: играя комическое, он теряет сознание, но успевает схватиться руками за люстру, и, теряя равновесие, успевает выдохнуть свой последний, короткий монолог: «Партер не смейся… сейчас… сейчас…» и падает замертво. Звучит «Охота на волков» Высоцкого, как реквием по затравленному Художнику.
Кабала святош
Tags: Арцибашев, Булгаков, Покровка, театр
Subscribe

  • Дегустация. Продолжение

    Мне мимо носу решето С клубникой проносили летом. Марина Цветаева. Феникс (1919) Продолжаем дегустировать вкусное антиковидное. Сегодня…

  • Свежее антиковидное средство

    Нам с сестрой тоже позволяли кушать клубники сколько угодно. Сергей Тимофеевич Аксаков. Детские годы Багрова-внука (1856) Говорят, что помогает…

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment