Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Недоумение

Александр Галин «Наваждение» в Театре Пушкина, режиссёр Роман Козак, 2003

Спектакль оставляет чувство глубокого недоумения. Зачем? Зачем режиссёр успешно ставивший Пиранделло, Шекспира, Метерлинка, Мрожека, Пушкина, Евреинова, Петрушевскую, а значит и имеющий вкус к хорошей драматургии, взялся за постановку этой графоманской пьесы раннего Галина времён соцреализма? Что хорошего можно сказать о спектакле самым органичным персонажем которого оказывается промелькнувший в течении полутора минут на экране чёрно-белого телевизора генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев? Кажется, что актёры (Алентова, Бочкин, Петрова, Арсентьев, Николаева) просто стесняются произносить этот УЖАСНЫЙ текст Галина, и потому они скованы, и их перевоплощение в персонажей неубедительно – высшее образование исполнителей «высвечивается» на лице проводницы Зинаиды, забулдыги Фёдора Ивановича, «дембеля» Ивана.
Не срабатывает ни один из приёмов, которым режиссёр пытается поднять эту беспомощную пьесу:
- мотив дороги: декорация сделана красивая и добротная - уходящие вдаль железнодорожные пути, мост через ж/д пути, зелёные пассажирские ж/д вагоны и коричневые купейные двери, проецируемый на задник бегущий кино-пейзаж за окном поезда. Вся эта «железная дорога» Левенталя-Козака никак не может сдвинуть статичную пьесу, все сюжетные повороты которой банально-предсказуемы;
- параллельно действию идёт вечер отдыха в доме культуры, зал ДК – это зал театра, девушка Катя – массовик-затейник. И здесь возникает вопрос: в таком случае, что такое происходящее на сцене? Спектакль заводской или железнодорожной самодеятельности?
- игра Зины в Мерлин Монро – блондинистый парик, взмывающая вверх юбка. Никакой опоры в тексте пьесы этот приём не находит.
Некоторые визуальные элементы спектакля и мелочи коробят глаз и усиливают недоверие к происходящему на сцене:
- мебель из ИКЕИ на кухне Зинаиды, а по чёрно-белому телевизору в этот момент Л.И.Брежнев оглашает итоги очередного съезда КПСС;
- сын, вернувшийся со службы из Германии (ГДР) привозит в подарок матери русский расписной платок (именно такие иностранцы всегда увозили и увозят в качестве сувениров из СССР и России), а не добротный гэдээровский ширпотреб, всегда высоко ценимый в Советском Союзе;
- футболки просторного покроя, что на герое Бочкина, появились в 90-е годы, уже после распада СССР. Достаточно раскрыть старый журнал, или фотографии тех времён (а они наверняка есть в архивах режиссёра и художника спектакля), чтобы увидеть, как одевались тогда люди.
Эти мелочи были бы несущественны, если бы на сцене была правда чувств, правда жизни, а её нет, есть «суконные» мёртвые фразы из забытой уже эпохи.
Режиссёр ставит эту пьесу времён застоя не пародийно, и не поперёк текста, а на полном серьёзе, пытаясь найти в этой беспомощной графомании глубины смысла, и в результате проваливается в мыльно-сериальное пространство. Вторая половина пьесы, визит Зинаиды в дом Беляковых за убежавшим Фёдором и происходящая разборка сначала с его женой Елизаветой, а потом с ним самим, с виновником наваждения, смотрится как 116-серия бесконечного «мыльного» сериала. И тут спектакль находит отклик у галёрки театра Пушкина – на балконе искренне смеются над сериальными «шутками юмора» и, видимо, сопереживают «страданиям» несчастной проводницы, над партером же царит мёртвая тишина. Не думаю, что Р.Козак стремился поставить театральный сериал, в театре Пушкина года два-три назад работал Д.Астрахан, мастер подобного жанра, и если бы театру нужна была «сериальность», стоило опять пригласить его, он мастерски поставил бы нечто подобное, причём на современном материале (по сценарию О.Данилова) – несчастная Зина была бы владелицей нефтяной компании или банка, а Федя – честный, но пьющий мент, которого «оборотни в погонах» выгнали из милиции. И между ними была бы такая «любофь», такая «любофь»!
Воистину, наваждение случилось не с героиней спектакля, проводницей Зинаидой, а с главным режиссёром театра Пушкина Козаком, включившим в репертуар своего театра это несвежее «мыло».
Tags: Галин, Козак, Театр Пушкина, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments