Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Театр и КГБ

Во второй половине 80-х, все девяностые и большую часть нулевых меня возмущала фигура Ильи Когана, директора театра на Малой Бронной. Удивляло невероятное могущество нетеатрального человека в мире театра. Каким образом этому господину никто удавалось выгонять главных режиссёров театра, от Эфроса и Дунаева, до Портнова, Лазарева и Женовача, заодно и Житинкина с Трушкиным. Выгоняя талантливых режиссёров, этот, по сути, мелкий чиновник, своим единоличным решением схлопывал, ликвидировал целые театральные миры, например, в июле 1998 года на Малой Бронной исчез уникальный Театр Женовача.
В своём ЖЖ журналист Николай Троицкий объясняет этот феномен.

КГБ на проводе
Но самый поразительный случай запрета не был связан ни с политикой, ни с антисоветчиной.
Принес к нам Андрей Караулов (тот самый, который "Момент истины") статью о том, как в 1984 году в театре на Малой Бронной сожрали Анатолия Эфроса и главного режиссера Александра Дунаева.
Эфрос был гениальным режиссером, Дунаев - не талантливым, но очень порядочным человеком. Выгнал их обоих многолетний директор театра Илья Коган. Хитро, по-иезуитски, руками актеров, которые повели себя неблгодарно и непорядочно (даже очень хорошие актеры частенько так себя ведут).
Дунаева куда-то перевели, но эта позорная интрига его доконала, сердце не выдержало, и он вскоре умер.
Эфроса отправили на Таганку взамен оставшегося за границей Юрия Любимова, там его встретили в штыки, начались грязные, гнусные склоки, и он тоже умер.
Коган продолжал царить и править в театре, а выдавить его оттуда удалось только в 2007(!) году. Во как крепко сидел. И скоро станет понятно, почему.

Караулов изложил историю интриги с изгнанием режиссеров, сделавших театр на Малой Бронной одним из самых популярных в Москве. Написана заметка была плоховато, я ее сильно отредактировал, сходил в гости к однокурснице, дочке Дунаева, побеседовал с вдовой, уточнил факты, детали, так как автор кое-что перепутал и исказил.
Публикация была готова. Должна была стать бомбой - об этом нигде еще не было написано ни строчки, а со времени событий прошло только несколько лет.
Однако сверху последовал жесткий запрет. Сырокомский сказал, что ему звонили из КГБ и приказали ни в коем случае этой статьи не публиковать. Тут уж он был бессилен.

Вот так Илья Коган, благодаря своим связям в КГБ (сформулирую так, помягче) оказался самой неприкасаемой персоной в перестроченом СССР.
Всех можно было ругать, публиковать Галича, Василия Аксенова и даже диссидентов. А вот критиковать какого-то там директора театра - низзя! Сам Комитет бдил. И эта бдительность сохранилась чуть ли не до сих пор.

Типа постскриптума.
Год назад я встретил Илью Когана на похоронах старого друга нашей семьи. Ему уже сильно за 80, но он был бодр, энергичен, пил водку, произносил речи, и как мне рассказали, дома его ждала молодая жена.
Эх! Да пусть живет
Tags: театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 55 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…