Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Пьеса в стиле театр.jpeg

Укротитель

Пьеса в семи действиях


Действующие лица:
Товстоногов Георгий Александрович, 42-43 лет – главный режиссёр театра
Шварц Дина Морисовна, 36-37 лет – завлит театра
Полицеймако Виталий Павлович, 49-50 лет – ведущий актёр театра, народный артист СССР, Лауреат Сталинской премии
Смоктуновский, Копелян, Доронина, Шарко, Макарова, Казико, Лавров, Юрский, Лебедев, Гай, Данилов, Стржельчик, Рыжухин, Басилашвили, Иванов – артисты театра

Действие происходит в Ленинграде, в 50-е годы прошлого века.
Автор предупреждает, что все совпадения с реальными лицами, именами, событиями, фактами и объектами – случайны.


Действие первое
Директорская ложа, только что назначенные главный режиссёр и завлит театра просматривают репертуар. Товстоногов, облокотившись на перила ложи, угрюмо смотрит на сцену. Шварц сидит вполоборота к зрителям. На сцене идёт спектакль, там носится, гримасничает и громко кричит В.П.Полицеймако.
Шварц (к зрителям «Укротителя»). Спектакли, которые мы смотрели вместе с Георгием Александровичем, производили чудовищное впечатление. Господствовал актёрский наигрыш. В особенное отчаяние поверг нас «Разоблачённый чудотворец». Это сатирическая комедия, рассчитанная на публику, которой в зале было меньше, чем артистов на сцене. Главную роль играл Полицеймако. Что он выделывал! Вероятно, он старался ещё больше оттого, что в ложе сидел Товстоногов. Артист наигрывал безбожно, носился по сцене так, как будто его подбадривали зрители, неполный десяток которых сидел в зале в мрачном молчании.
Товстоногов (доставая сигарету). Ужасно!... (пауза) Ужасно смотреть эту ерунду не хочется.
Шварц. Несоответствие между громкими криками, производимыми актёром, и ничтожным воздействием на зрителя, которое Виталий Павлович сам ощущал, было страшным. Но видимо, он к нему уже привык в этом театре. (наклоняется к Товстоногову) Георгий Александрович, а ведь ещё каких-то лет 7-10 назад я видела Полицеймако в блестящих спектаклях «Егор Булычёв и другие», «На дне», а какой Шут был в «Короле Лире»!
Товстоногов (отвернувшись от зала и затягиваясь сигаретой). Хороший актёр. Какая фактура, какой темперамент! Но как отвратительно эти ресурсы используются!

Действие второе
Сбор труппы.
Товстоногов. Товарищи! Я попытаюсь разговаривать с вами на примере Полицеймако. Конечно, можно в нашем театре найти много «мальчиков для битья», но я всегда считал и считаю недостойным использовать в негативном плане, даже имея в виду такую важную цель, как воспитание труппы, «маленького» артиста. В таком качестве, как сейчас играет в текущем репертуаре Виталий Павлович Полицеймако, он не нужен ни мне, ни зрителям, ни вам, его партнёрам. Его игра во всех спектаклях, и особенно в «Разоблачённом чудотворце», недостойна высокого звания Народного артиста СССР, идёт вразрез с методологией правдивого, реалистического, психологического театра. Объявляю Полицеймако Виталию Павловичу за ненадлежащее исполнение им актёрских обязанностей строгий выговор.
Артисты. (ухмыляясь, переглядываются).
Полицеймако (крепко сжав зубы, молчит, по скулам его ходят желваки).

Действие третье
Распределение ролей в «Короле Лире».
Товстоногов. Лир (длинная пауза, все смотрят на Полицеймако) Лебедев.
Полицеймако (крепко сжав зубы, молчит).
Товстоногов. Король Французский (пауза, все смотрят на Полицеймако) Луспекаев.
Полицеймако (крепко сжав зубы, молчит).
Товстоногов. Герцог Бургундский (пауза, все смотрят на Полицеймако) Стржельчик.
Полицеймако (крепко сжав зубы, молчит).
Товстоногов. Кент (пауза, все смотрят на Полицеймако) Рыжухин.
Полицеймако (крепко сжав зубы, молчит).
Товстоногов. Глостер (пауза, все смотрят на Полицеймако) Копелян.
Полицеймако (крепко сжав зубы, молчит).
Товстоногов. Эдгар (пауза, все смотрят на Полицеймако) Лавров.
Полицеймако (крепко сжав зубы, молчит).
Товстоногов. Эдмонд (пауза, все смотрят на Полицеймако) Юрский.
Полицеймако (крепко сжав зубы, молчит).
Товстоногов. Шут (длительная пауза, все смотрят на Полицеймако) Смоктуновский.
Смоктуновский (улыбается).
Полицеймако (крепко сжав зубы, молчит).
Товстоногов. Гонерилья – Макарова, Регана – Шарко, Корделия – Доронина.
Артисты (бросаются поздравлять молодых артисток).
Товстоногов. Слуга Герцога Бургундского ... (пауза, достаёт сигарету и долго прикуривает) … Полицеймако.
Артисты (открыв рты, смотрят на Полицеймако).
Полицеймако (меняется в лице, молчит, сначала бледнеет, потом сильно краснеет, покрывается испариной).

Действие четвёртое
Распределение ролей в «Гамлете». Полицеймако, всеми забытый, сидит в углу, уставясь в пол.
Товстоногов. Гамлет, принц датский – Смоктуновский.
Смоктуновский (широко улыбается).
Товстоногов. Клавдий (пауза, все поворачиваются к Полицеймако) Копелян.
Полицеймако (смотрит перед собой в пол).
Товстоногов. Полоний (пауза, все поворачиваются к Полицеймако) Лебедев.
Полицеймако (смотрит перед собой в пол).
Товстоногов. Лаэрт – Лавров, Гертруда – Макарова, Офелия – Доронина, Горацио – Гай, Розенкранц – Басилашвили, Гильденстерн – Данилов, 1-й могильщик – Иванов, 2-й могильщик – кто-нибудь из рабочих сцены, наверное Кирилл, 3-й могильщик ... (пауза, долго прикуривает сигарету) ... Полицеймако.
Пауза.
Никто не смотрит на Полицеймако.
Смоктуновский. Но ведь у Шекспира, кажется, только два могильщика.
Товстоногов. У нас будет три.

Действие пятое
Премьера «Гамлета». Финал.
Гамлет. Дальше – тишина. (Умирает).
В глубине сцены по высокому горизонтальному помосту с перилами, из левой кулисы в правую идут и идут моряки, морские пехотинцы, десантники, за плечами у них винтовки с примкнутыми штыками, кто-то несёт ручные пулемёты и автоматы, кажется, даже вдалеке звучит марш в исполнении военного духового оркестра. Они словно вышли из «Оптимистической трагедия» и идут в «Гибель эскадры». Это - войско Фортинбраса.
Из правой кулисы на сцену выходит 3-й могильщик, это – Полицеймако, это его первое появление в спектакле, плечи его опущены, колени полусогнуты, он медленно передвигает ноги, точно также он целыми днями слоняется и по театру. Его фигура - это олицетворение безысходности.
3-й могильщик медленно бредёт по сцене, по очереди подходит к свисающим с колосников шнуркам и дёргает за них, раздаётся тихий, словно погребальный звон, и из невидимых люков сверху сыплется то ли чёрный снег, то ли пепел, засыпая тела убитых, тела уходят в почву, сцена погружается во тьму. Дальше – темнота.


Действие шестое
Читка пьесы Г.Фигейредо «Лиса и виноград» на труппе. Всеми забытый Полицеймако сидит в углу и угрюмо смотрит в пол.
Товстоногов. Эзоп. Где ваша пропасть для свободных людей? Занавес.
Пауза.
Аплодисменты.

Смоктуновский. Гениальная пьеса!
Копелян. Замечательно! Но у нас нет Эзопа.
Лебедев. Меня пьеса поразила! Но мы не можем её ставить. У нас, увы, некому играть Эзопа!
Товстоногов. Уважаемые коллеги! Рад, что Вы так горячо приняли эту пьесу. Мне она тоже очень нравится. Надо ещё немного поработать над переводом. Вы, наверно заметили, что имена богов звучат то в греческом варианте, то в римском. Может быть так у автора, ему это всё равно, вероятно. Но мы должны всё привести в соответствие с Грецией. Место действия заявлено точно. Кое-что по тексту можно уточнить, сделать смелее, острее, не так академично. Но, товарищи, меня удивило, что вы считаете, что у нас нет исполнителя роли Эзопа. Я убеждён, что в нашей труппе есть замечательный артист, артист большого темперамента, с великолепным голосом, который по «сборной страны» должен играть Эзопа. Это артист … (пауза) Виталий Павлович Полицеймако. (пауза) К тому же у него в мае юбилей, пятидесятилетие, и я рад, что так совпало, - он сыграет премьеру на своём юбилее. Но даже, если бы не было юбилея, я никому другому в стране не доверил бы эту роль.
Пауза.
Товстоногов. Всем спасибо! (Уходит).
Полицеймако (ошалело оглядывается по сторонам).

Действие седьмое
Кабинет главного режиссёра. Товстоногов за столом что-то пишет.
Открывается дверь. Шатаясь входит Полицеймако, делает несколько шагов и падает на колени посреди кабинета, он плачет.
Немая сцена.


Занавес
Tags: Товстоногов, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…