Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Вечный человек

Ночной гость
Владимир Шредель
СССР
1958


Первый раз я смотрел этот фильм давным-давно, в другой стране и в другой жизни. Тогда он мне запомнился необычным персонажем, ночным гостем, которого изощрённо играл Смоктуновский. Спустя несколько лет я прочитал одноимённый рассказ Ю.Нагибина, по которому фильм был поставлен, и во время чтения видел Смоктуновского и слышал мягкий вкрадчивый голос его ночного гостя. Из дневников Иннокентия Михайловича, хранящихся в Бахрушинском музее, можно узнать, что фильм этот начал сниматься на студии «Ленфильм» в тот момент, когда Смоктуновский завершал репетиции роли князя Мышкина у Товстоногова в БДТ, и им уже была найдена уникальная манера исполнения своих героев – как будто с «трещинкой», как будто «мерцающих». На премьере «Идиота» 31 декабря 1957 года родился новый гениальный актёр – Смоктуновский.
Сегодня, пятьдесят лет спустя, бросается в глаза, что странный, нетипичный, непривычный, мутный персонаж Смоктуновского, ночной гость Пал Палыч, по сути, представляет собой тип предпринимателя-капиталиста – человек непонятно откуда поздним вечером в избушку на берегу озера, где ночуют рыбаки, пришёл и неизвестно куда в следующую ночь исчез, у него ничего нет, ни снаряжения, ни удочки, ничего, кроме собственной предприимчивости, обаяния и умения со всеми договориться. И вот улыбчивый предприниматель Пал Палыч пользует всё и всех, и хозяев домика, и рыбаков-гостей, и природные недра – получает всё, что ему нужно: удочку, сапоги, прорезиненный плащ, лодку, наживку, ночную ловлю рыбы с факелом и острогой, не вложив в мероприятия ничего кроме обаяния и умения договориться. И все ему подчиняются, делают как он просит и хочет: мальчик хнычет, что ему завтра утром в школу, но возит его ночью на лодке, чтоб он острогой рыбу бил, бабушка ночью просыпается и встаёт к плите, чтобы свежей рыбки ему пожарить, красавица-дочь широко раскрыв глаза слушает, как он заливает ей про красивую столичную жизнь, вот-вот сорвётся туда вместе с ним. И своего, своей кровной собственности, обаяшка-предприниматель не упустит: его личный пропавший перочинный ножичек ищут по его настояниям всем миром, перевернув весь дом. Авторы фильма, находясь в 1958 году, просто не знают, что им делать с этим не востребованным временем героем, с предпринимателем, и в финале выгоняют его из дружной рыбацкой компании. Но человек мало изменился на всём протяжении всемирной истории, по сути, в разрезе отношений с социумом, с античных времён существовали и существуют, и в 1958 году, и в 2010, лишь пять человеческих типов: жрец, хозяин, раб, охранник, разбойник.

Есть ощущение, что Пал Палыча, режиссёр фильма Владимир Шредель делал с себя. Вот два воспоминания о режиссёре:

из книги Евгения Мигунова "ВГИК" (1939 – 1943)
Это была дипломная работа – обязательный живописный портрет. Я писал другого. Но тоже пижона и еврея – племянника Веры Пашенной, Володьки Шределя. Наиболее богатого, со связями и успехами, по блату зачисленного и оберегаемого профессурой чьего-то ставленника и протеже.
Он был «мэтром» уже на первом курсе! Он и еще один парень – Боб Зельцер были законодателями мод и порочности во ВГИКе. Отрощенный ноготь мизинца, перстни на руке, галстук-бабочка, безукоризненные прически, наимоднейший дорогой костюм в крупную белую полоску, отличная обувь, полная кредитоспособность и полная профессиональная неспособность – приметы как одного, так и другого.
В Алма-Ате Шредель поблек. Костюм его утюжить было некому. Сам за собой ухаживать не мог. Словом – поблек. Но кое-что у него было. Например, шуба с бобровым воротником. Перстень с красным рубином. Не знаю, почему мне пришло в голову избрать его натурой своего портрета? Может быть оттого, что была надежда зацепиться за фактуры. И по цвету он был красив. Оливковое лицо. Черные мексиканские усики, бархатные глаза, крупная голова. Шуба внакидку, руки на трости, перстень так и просится на лессировку. А может быть, его просьба и мое плебейское преклонение перед богатством и житейским авторитетом? Не знаю.

из книги Анатолия Гребнева. Дневник последнего сценариста. 1945 – 2002.
1962. Ленинград. «Два воскресенья»
Мой режиссёр. Он завтракает в кафе, обедает в «Восточном», ужинает в «Европе». Жалуется: не хватает зарплаты.
Февраль. Ленинград. «Европейская»
В этом характере странно сочетаются ресторанное хамство, деклассированные девочки, салонные остроты, стихи Блока, душевная незащищённость.
Он никогда не знает днём, где будет вечером и ночью. И при том безукоризненно точен, пунктуален во времени. Это очень неожиданно.
Ночью – одиноко. Не может спать один. Сейчас спит (правда, днём) с 40-летней эстрадной певицей, матерью семейства. Муж – управляющий каким-то трестом.

Изменено 27.01.2010 16:15 после дополнения от lev_semerkin
Tags: Шредель, кино
Subscribe

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Про жизнь

    «Фаина. Эшелон» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Иосиф Райхельгауз, 2020 Внезапный оглушительный взрыв. Тьма и вопль всех голосов сразу.…

  • Театр как воспоминание

    «Все тут.» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Дмитрий Крымов, 2020 Там, где – боже мой! – Будет мама молодая И отец живой. Геннадий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments