Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Червь русской словесности, или Недотыкомки среди нас

Валерий Семеновский, Фёдор Сологуб «Учитель словесности» во МХАТе имени Чехова, режиссёр Николай Шейко, 2003

Пьеса
Ах, какую замечательную пьесу, сочинение на темы Фёдора Сологуба, написал В.Семеновский! Герои «Мелкого беса» словно отпущены драматургом на свободу: в окружающий мир, в пространство русской литературы, где они уютно обосновываются и живут, развиваются согласно своей природе и внутренней логике. Для этого режиссёром им предоставлена свободная от декораций малая сцена МХАТа, застланная мшистым ковром: лишь слева сидит за пианино тапёр, наигрывая простенькие мелодии, да над сценой парит огромное кривое, заплёванное и загаженное зеркало, в котором эти мелкие бесы получают своё истинное изображение. Герои те же, что и в романе Сологуба, и делают на сцене то, что в нём и делали – пишут фальшивые письма, плюют на стены, издеваются над гимназистами и т.п., но они ещё и совершают такие поступки, которых в романе мы у них не видели: Передонов по-иезуитски шантажирует гимназиста, чтобы тот «сдал» своего товарища, похотливый директор гимназии ухлёстывает за Преполовенской и Людмилой, и т.п. Но согласно природе этих персонажей, эти несуществующие в романе поступки и слова, они – их, плоть от плоти.

Учитель пошлости
Он появляется на сцене в надвинутой на лоб фуражке, с важно поджатыми губами, и надутыми щеками, словно переполненный чем-то, а наполнен он пошлостью и пустотой. Замечательная работа В.Гвоздицкого, сумевшего сыграть НИЧТО, мелкого беса. Его Передонов излучает пошлость, как радиацию.

Недотыкомки среди нас
К финалу становится понятно, что пустотой и пошлостью заполнен не только один Передонов, а всё пространство этого мира, все его обитатели – и пустоголовое Его Превосходительство, и похотливый директор гимназии, и прекраснодушный болтун Рутилов, и глупец Павлуша, и нимфоманка Преполовенская, и моллюскообразная Варвара, и даже юная богиня красоты Людмила, сдающаяся директору. В этом городке люди лишь пьют, совокупляются, пишут доносы, читают маркиза де Сада и мечтают о высокой должности. Юная прекрасная поросль тут же попадает в цепкие руки пошляков. Выстроившись в кучку, все персонажи радостно, все по очереди, кричат: «И у меня недотыкомка на плече!... И у меня! И у меня!» Пошлость, как заразная болезнь поражает этот мирок. Передонов, как дирижёр этого мира объявляет о смерти русской литературы и декларирует:
«Я раб [пошлости]!
Я червь [сожравший русскую словесность, выродившуюся в после- и послепослемодернизм]!
Я Бог [пустоты]!»
Кончается спектакль, как и роман, убийством Павлуши, Передонов втыкает в него нож, жертва, падая, лишь успевает вопросить: «За что?» Ответ: «Просто так». Театр сопрягает сцену и жизнь:
– персонажи выходят на сцену из первого ряда зрительного зала, из жизни;
– некоторые вопросы и реплики персонажей обращены напрямую в зал;
– убийство Павлуши – словно из сегодняшней криминальной хроники, переполненной немотивированными убийствами, в глазах (в душах, головах) этих убийц, показанных крупным паном – та же передоновская пустота;
– в кривом зеркале, висящем над сценой, помимо недотыкомок отражаются и зрители, как говорится: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива!» Помню: эти слова, произнесённые голосом Смоктуновского в «Ревизоре» Товстоногова. Помню: кривые зеркала, развешанные в фойе театра на Таганке, куда выходили после гоголевской «Ревизской сказки» Любимова ошарашенные зрители.
Когда-то МХАТ своим спектаклем по пьесе японца Кобо Абэ восклицал: «Призраки среди нас!», теперь театр кричит: «Недотыкомки среди нас! Пустота внутри у нас!»
Учитель словесности
Tags: Гвоздицкий, МХТ, Сологуб, Шейко, театр
Subscribe

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment