Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Эксцентрический боян на коротком поводке

Здравствуй, Москва!
Режиссёр Сергей Юткевич
СССР
1945



Эксцентрическое кино середины прошлого века в стиле пырьевской музыкальной комедии, только вместо пастуха-джигита и свинарки-северянки в Москву на смотр художественной самодеятельности едут учащиеся фабрично-заводских училищ со всех уголков Советской страны, в том числе и из города Дольска.

Действующие лица:
Директор ФЗУ – это если не Бог из древнегреческой комедии/трагедии, то его полномочный представитель в СССР. На смотре он сидит в сталинской ложе Большого театра, всё про всех фзушников знает, всё понимает, собственно весь фильм – это его рассказ зрителям. Его играет Народный артист СССР, Лауреат Сталинской Премии.
Хороший Дедушка – большой мастер на все руки, наставник молодёжи, аккуратная седая бородка, пытливый взгляд из-под очков в круглой оправе. Мне кажется, этот персонаж живёт почти во всех фильмах советских режиссёров, от Козинцева-Трауберга до Донского и Хейфица.
Плохой Злодей – его со смешными эксцентричными ужимками играет комик Сергей Филиппов. Злодей обитает в заведении «Пиво-воды», пьёт там пиво (перед ним целый стол опустошённых бутылок!), и исполняет на баяне блатную песенку «Кирпичики» (сама песня в фильме не звучит).
Учащиеся дольского ФЗУ и среди них Олег.

Эксцентрический боян №001: Хороший Дедушка сидит за столом и наливает себе стакан чаю, над ним раздаётся страшный топот, потолок дрожит, в стакан вместо белого сахара падают с потолка большие белые куски штукатурки. Дедушка морщится и выливает чай.
Эксцентрический боян №002: Хороший Дедушка опять сидит за столом и опять наливает себе стакан чаю, и опять над ним раздаётся сильный топот, потолок опять дрожит, и опять в стакан падают с потолка белые куски штукатурки. Дедушка не выдерживает, и в гневе поднимается наверх. Там ребята из ФЗУ готовятся к смотру, танцуют и поют, хорошо репетируют, одна беда – нет у них баяна.
Эксцентрический боян №003: Плохой Злодей в пивной объявляет свой номер – «Кирпичики», открывает баянный футляр, а там вместо баяна … кирпичики. Злодей в шоке. Подозревается фзушник Олег.
Эксцентрический боян №004: У Дедушки есть баян, этот баян дорог ему как память революции 1905 года, баян подарил ему его наставник, на рабочей демонстрации он отважно играл на этом баяне, а полицейский, подло прицелившись из-за фонарного столба, застрелил его из нагана. Умирая, наставник подарил баян Дедушке (а тогда - ещё молодому рабочему). Сорок лет Дедушка бережно хранит баян, раз в году он отдаёт его в настройку. Дедушка на баяне не играет – не умеет, но раз в неделю он баян проверяет, вытирает с него пыль. Очередная проверка: Дедушка торжественно кладёт футляр на стол, открывает, а там … кирпичи. Дедушке плохо. Подозревается фзушник Олег.
Эксцентрический боян №005: Собрание в ФЗУ, зловеще-торжественная тишина. Строгий директор объявляет повестку дня: «Пропажа баяна. Наказание виновного». Олега видимо будут исключать из ФЗУ, из комсомола, из пионеров, из профсоюза, из партии, из жизни.
Слово предоставляется потерпевшему, Дедушке. Он достаёт улику – футляр с кирпичами, открывает его, а там … баян! В то время, когда баян отсутствовал в футляре, с ним ребята-фзушники репетировали свой номер к смотру в Москве. А вот и сам смотр: украинские дивчины поют песню по тишину и черноту украинской ночи, фзушники из Грузии танцуют лезгинку, мальчик-баянист из Дольска поёт песню про незабываемую встречу с Москвой.
Эксцентрический боян №006: В Небесах парит гигантская скульптура «Рабочий и колхозница», в небо, к подножию памятника, уходит лестница, по этой лестнице маршируют сотни и тысячи-тысяч молодых красивых парней и девушек, в руках у них флаги с эмблемой ТР – Трудовые Резервы. Они поют, они счастливы!

P.S. Несмотря на излучение оптимизма, счастья и радости, фильм оставляет тяжёлое впечатление. Тягостно видеть ручную дрессированную эксцентрику на коротком поводке, эксцентрику бывшего ФЭКСа изготовленную в соответствии с руководящими указаниями товарища Сталинаждановакагановича: «Нам, товарищи, нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали!»
С тех пор прошло и ушло несколько эпох. Умерла цензура. Но в современном отечественном кино эксцентрика либо отсутствует, либо по-прежнему существует в гомеопатических дозах, либо оно с шильдиком «PRO сумасшедших» - как например в фильмах «Петя по дороге в царствие небесное» или «Сумасшедшая помощь», а по сути, эта нынешняя эксцентрика – это тот же самый Дедушкин Боян образца 1945 года.
В нашей жизни всегда найдётся место гротеску и эксцентрике, давайте пролистаем новостную ленту:
- вор в законе (кажется даже не самый главный) с почестями героя страны и под государственным флагом похоронен на Новодевичьем кладбище;
- минимальный размер оплаты труда на 2009 год увеличен до 4330 руб. Легко можно представить Акакия Акакиевича Башмачкина в 2009 году, который на 1-1.5-2 МРОТ должен оплатить себе жильё, питание, проезд в департамент и обратно, и новую шинель, старая ведь совсем прохудилась;
- майор-полицейский, начальник полиции целого столичного округа взял пистолет, надел китель, приехал в супермаркет и стал расстреливать посетителей и сотрудников магазина. Дополнение: оказывается этот мент-майор и раньше регулярно приезжал в этот супермаркет, набирал там тележку продуктов и вывозил её не оплачивая. На просьбы кассиров и охраны оплатить покупку, он обоснованно возражал: «Всех перережу! Всех перестреляю! Всех пересажаю!»;
- в одном столичном городе, где правит мудрый, добрый, старый Городничий, молодая энергичная Городничиха является главным застройщиком этого стольного города. Она ездит по городу и, если не дай бог, какое-либо место-здание-квартал-улица ей понравится, она его под свою стройку непременно забирает. Музей в том городе был, располагался в большом парке и рядом с мостом, здание музея Городничиха будет сносить, и строить на том месте отельвипжильёбизнесцентр в форме экзотического фрукта. А музей куда же? Музей будет перенесён Городничихой под мост.

О, Гоголь! Прикрой нас своею Шинелью!
Tags: Юткевич, кино
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments