Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Фортинбрас и Шекспир мертвы

Владимир Кобекин «Гамлет датский, российская комедия» МАМТ, режиссёр Александр Титель, 2008

Погуглив перед спектаклем, я обнаружил, что «Гамлета» написал Шекспир (эта пьеса есть в сетевой библиотеке Мошкова). В программке же было написано, что либретто оперы написано композитором В.Кобекиным по пьесе некоего А.Застырца (его я уже гуглить не стал). Застырец написал пьесу, которая сюжетно совпадает с шекспировской – от появления призрака перед стражниками до смерти всех героев в финале. Такое в истории литературы уже бывало. Когда-то Алексей Н. Толстой написал роман-сказку «Приключение Буратино», который совпал с «Приключением Пиноккио» Карло Коллоди, героев Толстого только по-другому звали. У Застырца же совпали не только сюжет, но и имена героев – от Клавдия до Йорика. По сути, пьеса Застырца – это пересказ шекспировского «Гамлета» строго по сюжету, но простецким языком, временами уличным сленгом, с выражениями – «пошёл в жопу», «сука», «горячие датские парни» и т.п. Авторы спектакля, обозначив его жанр как комедия, хотели эпатировать публику, но вот эпатажа, в этом спектакле как раз и не хватает, да и на комедию он совсем не похож. Музыка Кобекина мне понравилась, есть в ней свежесть, бойкая (отнюдь не комедийная) экспрессия, лёгкая авангардность, музыкально опера больше похожа на «новую оперу» (по аналогии с «новой драмой»), например, ария-молитва Клавдия идёт под сопровождение контрабаса (!) и перкуссии. А вот либретто Застырца & Кобекина (несмотря на присутствующие в ней «неологизмы») и «картинка» Тителя & Гейдельбрехта больше напоминают старую архаическую оперу позапрошлого века – «вот время к полночи, а призрака всё нет!...». Расположение зрительских мест в малом зале театра и сцена, которой открывается второе действие, могут вызвать ассоциации с «Гамлетом» Петера Штайна, но эта реминисценция не существенна, спектакль Штайна был о борьбе, там посредине был ринг, на котором постоянно происходили стычки, здесь же – всё рассыпается. Опера легко поётся, поскольку композитор является одновременно и либреттистом, каждое слово идеально попадает в мелодию, но при этом, к сожалению, музыка, и хорошая музыка, не попадает в содержание, в суть «Гамлета».
Ещё одна беда – Гамлет, точнее его «отсутствие», он, конечно, на сцене есть, его партию исполняет залуженный артист Республики Бурятия Чингис А., тенор, его Гамлет - блёклый, бледный, никакой, лицо артиста, словно лицо самурая – не выражает никаких эмоций, и при этом восточная внешность исполнителя и его «блёклость» никак не обыграны в спектакле, и не работают на сверхидею зрелища. В «отсутствии» Гамлета, в главные герои неожиданно выходит Офелия, современная девушка в кроссовках и брючках капри. Сцена сумасшествия Офелии, её ария «Я вас любил…», которая прерывается на полуслове «… ещё быть может…» - единственный эпизод, который эмоционально цепляет, и цепляет сильно, здесь совпало всё – музыка, волнующий голос певицы, полубезумные, больные слова в устах женщины – «Я Вас любил…», невидящий взгляд, которым Офелия обводит зрителей, и при этом смотрит куда-то поверх них, её такой обыденный вид девушки с автобусной остановки – капри, кроссовки, волосы, то рассыпанные по плечам, то собранные в пучок. А дальше – «тишина», точнее - постмодерниская дуэль Гамлета с Лаэртом на зонтиках вместо шпаг - эмоциональная тишина - какая разница, кто из этих фигурантов первым уронит зонтик. Ну а в финале режиссёр (и драматург?) цитируют «Багси Мелоуна», вместо Фортинбраса и его войска, появляются детишки, как и гангстеры Алана Паркера они одеты в стилизованную взрослую одежду, такую же как у Клавдия, Гертруды, Гамлета и пр., дети смеются, поют, единственно, что не делают – не стреляют из автоматов кремом – это ватага Фортинбраса. А настоящий Фортинбрас, как и Шекспир, мёртв.

Гамлет датский, российская комедия
Tags: Кобекин, Титель, Шекспир, опера, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments