Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Кино – это миф?

Вчера вечером лежал на диване, в горле свербило – постангинный синдром. Смотрел «Чапаева». В который раз? Точно не в первый, и не во второй, и не в третий. Мой папа рассказывал мне, что он видел «Чапаева» тридцать шесть раз, во время войны. В Москве в 1941-42 г.г. при объявлении воздушной тревоги киносеансы прерывали, и потом зрителей пускали в кино по старым билетам, учёта - какой сеанс прерывался или нет, никто не вёл, можно было просто ходить по старым билетам, что папа (подросток 10-11 лет) и делал. Я пока к папиному чапаевскому рекорду даже и не приблизился.
Гениальное кино. Атака капелевцев – это надвигающееся страшное неизбежное, ведь как спокойно идут, даже не стреляют, ведь знают, что дойдут, дожмут, сомнут, силой, мастерством, умением, профессионализмом, организацией. Вот и патроны у наших закончились. Как только доходит до этого момента, когда Анка-пулемётчица в отчаянии встаёт, и беспомощно так руки к волосам поднимает - у меня всегда дыхание перехватывает и комок к горлу подкатывает, возможно, это уже на уровне инстинктов. И тут появляется Он! Из-за холма Он будто всплывает, бесшумно, в чёрной развевающейся бурке, на белом коне, словно Ангел Смерти всего нехорошего. А потом уже музыка, и … все враги сметены, уничтожены. Даже не показано – как. Сметены будто волшебной силой Бога. Следующий кадр – уже чаепитие после битвы.
В игре Бабочкина два слоя – артист играет Чапаева и одновременно его Чапаев играет перед своими бойцами и командирами – «Что думает комиссар?», «Чапай думать будет!» и т.п. Каждый кадр с Чапаевым – словно картинка, начиная с первого, где он на тачанке с Петькой. Петька строчит из пулемёта по чехам, а Чапаев, привстав, красиво размахивает при этом руками. Зачем? Сигнализирует пулемётчику? Он не увидит и не услышит. Показывает атакующим где мост и где чехи? Они перед ними. Это – просто красиво. Война – страшное и ужасное дело. Чапаев же делает войну красивой. Красиво застреливает дезертира-крикуна, красиво скачет, красиво думает, красиво катается на тачанке, красиво строчит из пулемёта, и даже красиво плывёт через Урал.
В фильме есть гениальная по точности и краткости формула любой гражданской войны/любой перестройки: «Белые пришли – грабят! Красные пришли – грабят! Куды крестьянину податься!» 1934 год. Как это могло тогда просочиться на экран?!
Есть в фильме и ещё одна загадка – дословное цитирование Фурмановым слов гоголевского городничего об Александре Македонском и сломанной табуретке. Кто здесь над кем хихикает? Фурманов (персонаж) над Чапаевым (персонажем)? Или режиссёры братья Васильевы над зрителями?
«Чапаев» - это кино-миф. По большому счёту, сегодня уже не важно - каким в реальности был Чапаев. В сознании нескольких поколений Чапаев был и останется именно таким, каким его сыграл Бабочкин. Миф – это ответ на общенародное ожидаемое. Гражданская война – сверхсмутное время, не понятно – где чья власть, кто за что и за кого воюет – «за большевиков или за коммунистов», за белую или алую розу, за оранжевых или синих? Да и вообще, надоело – «Хватит! Навоевались! Наперестраивались!» А любому человеку, попавшему в «мутное», всегда хочется «ясного и светлого». И вот в душах людей рождается такое коллективное бессознательное желание – чтоб всегда рядом/«впереди на лихом коне» был такой мудрый и смелый «чапай», который мгновенно сориентируется (в условиях дефицита/отсутствия патронов/денег/продовольствия/времени/всех остальных ресурсов) и правильно скажет/покажет/укажет – куда идти/стрелять/бежать/и что делать, и спасёт/выручит из безвыходной ситуации, и приведёт-таки к цели/победе. И что важно – «чапай» этот должен быть своим, из народа, таким же как и ты, и все мы, ведь доверия к «своему» больше, чем к какому-нибудь выпускнику Гарвардской школы экономики или Академии Новозеландского генштаба.
Парадокс кино в том, что став мифом оно замещает собой в сознании реальность. Сегодня, например, в Америке мало кто сомневается в том, что решающий перелом в ход второй мировой войны был сделан рядовым Райаном и его десантным подразделением, при помощи Шиндлера, конечно, по другую сторону фронта. Кино же не ставшее мифом – забывается и выбрасывается из памяти человечества, как вчерашняя газета. Неделю назад я посмотрел «Жизнь и смерть Лёньки Пантелеева», интересный фильм, есть сюжет, есть интрига, играют хорошие петербургские театральные актёры – Баргман, Барковский. Кстати, Бабочкин-Блинов-Кмит (Чапаев-Фурманов-Петька) – тоже из Ленинграда/Петербурга. Лёнька Пантелеев – легендарная личность, причём до конца не понятная – то ли оборотень в погонах, то ли робин-гуд, то ли бандит с мандатом ЧК в кармане. И вот фильм про эту мифическую личность мифом не стал, и волшебства в кадре не хватает (неделю спустя лица Лёньки П. я уже не помню, а вот Чапаева-Бабочкина любой сразу же мгновенно представит), и, видимо, романтику прагматичное время из себя выжало, в 90-е миф о честном бандюгане Лёньке П. был бы востребован.
В тот момент, когда в чапаевскую дивизию приехал Фурманов, ко мне на диван пришла кошка, залезла на плечо, прижалась, начала мурлыкать, а потом вытянулась, и обернулась вокруг моей шеи как живое меховое кашне. Пошло живое тепло. Вот уже и Чапаев подстрелен и утонул в Урале (оказывается он был всего лишь человеком, а не богом), и берег реки вместе с белыми взорван, а кошка мурлычит и греет. Сегодня утром от постангинного не осталось и следа. Кошкотерапия.

Чапаев
Георгий Васильев, Сергей Васильев
1934
СССР
Tags: братья Васильевы, кино
Subscribe

  • Зла не существует?

    Зла не существует /شر وجود ندارد / Sheytan vojud nadarad, режиссёр Мохаммад Расулоф / Mohammad Rasoulof, Иран, Германия, Чехия, 2020 Берлинский…

  • Счастливый

    Аморальный / L'immorale, режиссёр Пьетро Джерми / Pietro Germi, Италия, Франция, 1967 Любовь любому рождённому дадена. Владимир Маяковский.…

  • 20 фильмов о Первой мировой войне

    Только на заре XX в. нашей эры война фактически заняла первое место в ряду причин уничтожения человечества. Человечество организовалось в великие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 35 comments

  • Зла не существует?

    Зла не существует /شر وجود ندارد / Sheytan vojud nadarad, режиссёр Мохаммад Расулоф / Mohammad Rasoulof, Иран, Германия, Чехия, 2020 Берлинский…

  • Счастливый

    Аморальный / L'immorale, режиссёр Пьетро Джерми / Pietro Germi, Италия, Франция, 1967 Любовь любому рождённому дадена. Владимир Маяковский.…

  • 20 фильмов о Первой мировой войне

    Только на заре XX в. нашей эры война фактически заняла первое место в ряду причин уничтожения человечества. Человечество организовалось в великие…