Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Весь мир - игра, а люди в нём – игроки

Николай Гоголь «Игроки» в Студии Театрального Искусства, режиссёр Сергей Женовач, 2007

На сцене – каре 3х3 из игральных столиков с зелёным сукном. «Играют?» - одна из первых фраз, брошенная Ихаревым, молодым человеком, прибывшим в это «театральное казино». Играют-играют! На самом деле, единственное, что здесь делают - это играют. В спектакле 9 персонажей (3х3), в финале каждый из них займёт место за своим игровым столиком, за своим куском игрового пространства, лицом к зрителям, обозначая своё место в игре. Режиссёр на два часа превращает это казино «Играль» в модель мира. В этой модели действуют не люди - игроки. Все - в одинаковых строгих чёрных костюмах-тройках, в белых рубашках с тёмными галстуками. Игроки. Все играют, все – участники игры, у каждого своя роль, своя функция в игре. Кто-то заманивает, кто-то «разводит», кто-то блефует, кто-то передёргивает колоду, кто-то доставляет информацию, кто-то проигрывает, кто-то выигрывает, кто-то приносит меченые карты, кто-то сам играет роль такой краплёной «карты» - лоха с деньгами, лихого кутилы «а ля гусар» или простодушного вестника. Цель – победить, выиграть, взять куш. Средства – любые. По сути, игра идёт без правил. Правила существуют формально, их соблюдение игроки лишь имитируют, раскладывая на столах прямоугольные бумажки с цветными значками, цифрами и картинками.
В спектакле ничего кроме игры не происходит, персонажи, которых играют актёры - это только разные функции игры. Актёры играют только эту функциональность, играют скупо и строго. Когда за столик зелёного сукна их персонажи садятся и начинают метать банчик – не сразу и разберёшь кто из них кто – все в одинаковых костюмах, все – игроки, голоса одинаково бесстрастны: «Девятка… туз… дама… убита… ва-банк…». В финальной рассадке 3х3 Швохнева от Кругеля я так и не смог отличить. Утешительный выделяется среди других игроков лишь объёмом текста, который он произносит. Слуга Ихарева и трактирный слуга из «казино» – близнецы-братья. Младший Глов ну слишком уж топорно-старательно изображает гусара, я бы на месте Ихарева не поверил. Если схему Женовача «мир как игра» приложить к спектаклю и к актёрской игре, то здесь старый «шулер» переиграл молодых «лохов» - актёр-ветеран С.Качанов переиграл своих молодых партнёров. Только в его Глове-старшем было что-то чуть-чуть сверх функциональности, было человеческое и, кроме того, была какая-то невероятная двойственность – он играл и Глова перед Ихаревым, и его Глов играл перед зрителями.
Ихарев-Шибаршин замечательно нацелен на игру, погружён в Игру целиком, для него другого мира кроме игры и не существует, но когда, проиграв, он под игральным столиком плачет, его - не жалко, ибо плачет не человек, а «функционал», функция игры, пусть проигравший плачет. В модели мира-игры, построенной Женовачём, слишком много функционального, и слишком мало человеческого. И это отсутствие человеческого, жёсткая функциональность «Игроков» противоречит сильно выраженной гуманистической направленности режиссёрского дара Женовача, ведь даже «Короля Лира» он ставил не о короле, а о человеке по имени Лир. Со спектаклем СТИ случилось то, что математики в исследовании операций и в математическом моделировании называют сильно формализованной моделью - слишком мало «переменных» и «измерений» описывают эту модель, и слишком жёстко все они к «целевым функциям» привязаны. Сильно формализованные модели сводят многообразие мира, объекта моделирования, к слишком простым формулам, слишком детерминированными получаются эти модели, и потому – они не убедительны. Гоголь, бюст которого стоял в углу «казино» во время всей игры, посмотрев на эту «модель», в финале отворачивается от неё – мол, я к этому не причастен. На аплодисментах, правда, он меняет гнев на милость – поворачивается лицом к «Игрокам» из Студии Театрального Искусства.
Игроки
Tags: Гоголь, Женовач, СТИ, театр
Subscribe

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Про жизнь

    «Фаина. Эшелон» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Иосиф Райхельгауз, 2020 Внезапный оглушительный взрыв. Тьма и вопль всех голосов сразу.…

  • Театр как воспоминание

    «Все тут.» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Дмитрий Крымов, 2020 Там, где – боже мой! – Будет мама молодая И отец живой. Геннадий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 63 comments

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Про жизнь

    «Фаина. Эшелон» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Иосиф Райхельгауз, 2020 Внезапный оглушительный взрыв. Тьма и вопль всех голосов сразу.…

  • Театр как воспоминание

    «Все тут.» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Дмитрий Крымов, 2020 Там, где – боже мой! – Будет мама молодая И отец живой. Геннадий…