Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

«Черёмушки», Герберт Раппапорт, 1963

Сказочная страна

«Черёмушки»
Герберт Раппапорт
1963


В той стране
Фильм о сказочной стране, стране, где живут счастливые, весёлые, улыбчивые, добрые люди, где на улицах нет автомобильных пробок – середина рабочего дня, по широкому проспекту (типа Ленинского или Профсоюзной) едет автомашина с героями фильма, и эта машина – единственная на проспекте!, может, правда, изредка мелькнёт где-нибудь сбоку троллейбус, мелькнёт и исчезнет. В той стране недвижимость люди не покупают, а им её ДАЮТ, дают в новых районах, которые во всех городах той страны называются Черёмушками, так объясняет экскурсовод в городском музее, она же – главная героиня, и просто отличная девушка Лида. Процесс ДАВАНИЯ недвижимости происходит следующим образом: в доме, где живут девушка Лида и её папа, Семён Семёнович, рухнула крыша, пожарники оцепили здание, никого не пускают, в толпе Лидочкин папа, он печалится – где же теперь им жить? Подходит невзрачного вида человек, видимо чиновник той страны, спрашивает: «Кто здесь Б. и А.?», отводит их в сторону и вручает ордена ордера на новые квартиры в Черёмушках.

Хорошие люди
Насколько хорошие люди живут в той стране свидетельствует такой, в общем-то, случайный факт: по дому с обвалившейся крыше за не очень хорошим молодым человеком Борей (он не очень хорош потому, что ищет лёгкие и обходные пути) гоняется пожарник, такая «чаплиниада» - погоня по крыше, потом по чердаку, по разрушенным квартирам, в чердачном окне, забитом досками, плотный пожарник (М.Пуговкин) застревает, что-то трескается, пожарник вот-вот упадёт с крыши, кричит – «Помогите!», не очень хороший Боря возвращается, вытаскивает бедолагу пожарника, после чего погоня продолжается.
В той стране влюблённые буквально «прожигают» друг друга жгучими и нежными взглядами, трогательно поют, расставаясь всего лишь на день: «До свиданья, Са-а-а-ша! -- До свиданья, Ма-а-а-ша!...» Вообще светлая музыка Шостаковича, вокальные арии, дуэты, трио, хоры подчёркивают волшебный характер сказочной страны. Во многих фильмах середины прошлого века, от Хичкока до Мельвиля, встречается такой киноприём, не знаю, как точно он называется – герои едут в машине (карете), но заметно, что машина стоит на месте, а спроецированная или нарисованная картинка рядом с автомобилем движется, этот условный приём всегда раздражает, разрушая условность фильма, но в этом фильме, в ТОЙ стране, этот несовершенный технический приём к месту - люди сидят в машине и поют, поют о счастье, о любви, о черёмушках, о новой счастливой жизни в новых квартирах, поют, а рядом с ними движется аляповато нарисованная декорация их сказочной жизни.
Мысли и чувства людей той страны чисты, светлы и возвышены: шофёр Сергей сильно переживает, что девушка Люся, блондинка-крановщица с внешностью, которой позавидовала бы Мерлин Монро, получила новую квартиру, ведь теперь он не сможет признаться ей в любви и сделать предложение – Люся может подумать, что он это делает ради её квартиры. Красавица Люся, к светлым волосам которой очень идёт ярко-алая косынка, сидит на верхотуре, в кабинке подъёмного крана, и грустит – она расстроена из-за молчания Серёжи.

Супрематистская квартира
Новая квартира, куда герои (Лидочка, Боря и Семён Семёнович) попадают не без помощи крановщицы-красавицы Люси, которая подбрасывает их на железобетонном блоке прямо на недостроенный, ещё без перил, балкон – это шедевр супрематизма! Пол – ярко-зелёный, стены одной комнаты – жёлтые, другой – розовые, цвета сочные, яркие, без всякого узора или рисунка, в квартире – ни соринки, ни пылинки, ни пятнышка, ни комочка грязи или кучки строительного мусора, идеально-супрематическая чистота, в жёлтой комнате особенно красиво смотрится жёлтый свитер Бориса, к тому же Боря не стоит на месте, порхает из комнаты в комнату. Какая же замечательная счастливая жизнь будет в этой замечательной квартире!

Злодеи
Что за сказка без Бармалея и Бабы-Яги?! Черёмушкинские злодеи носят говорящие фамилии – Дребеднёв и Барабашкин, это - начальник участка и управдом, они мухлюют с квартирами, не дают новосёлам ключи от квартир и т.п. Но злодеи в той стране - не страшные, а какие-то добродушные, их и играют весёлые комики – В.Меркурьев и Е.Леонов, они и песенки поют, и улыбаются, и весело подмигивают, и мухлюют как-то уж совсем просто и примитивно – на глазах новых жильцов отвинчивают табличку с номером квартиры 48, объясняя пострадавшим, что такой квартиры нет, а ведь как раз в №48 и должна жить Лидочка с папой, злодеи прорубают стену (это очень легко им было сделать - стенка оказалась толщиной всего лишь сантиметров в 3-5!), присоединяя таким образом лидочкину квартиру к дребеднёвской, делая для него из двух двухкомнатных квартир четырёхкомнатную с будуаром во второй ненужной кухне, а лидочкинуспапой квартиру - списывая. Но народ (Люся, Серёжа и другие рабочие-строители) поднимаются, протестуют, и невидимые добрые силы принимают МЕРЫ, злодеев разоблачают, Барабашкина разжаловывают в дворники, а Дребеднёва - в управдомы.

Финал
Ютящуюся среди новых домов, ненужную уже, бывшую барабашкинскую каптёрку взрывают, это делает Боря, он – подрывник, он поджигает бикфордов шнур, но вдруг о чём-то задумывается, происходит взрыв, мощное огненное пламя с взрывной волной подхватывают Борю, он летит к четвёртому этажу, там на балконе стоит Лидочка и мечтает о нём. О Счастье! О Любовь! Собственно с этого взрыва-полёта фильм и начинался, теперь он этим любовным полётом заканчивается, закольцовывается, как пели герои фильма в песенке (оказывается Шостаковича!): «Любовь – кольцо, а у кольца, как всем известно, нет конца!»
И я в той стране был, недвижимость ПОЛУЧАЛ, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот ничего не попало!

P.S. Режиссёр
Поставил этот удивительно-добрый фильм-шедевр режиссёр Герберт Раппапорт, по информации с imdb он родился в 1908 году в Вене, в Австрии, поставил ещё целую кучу ныне совсем забытых фильмов («Сержант милиции», «Круг», «Меня это не касается» и др.), а также и другие замечательные фильмы-сказки - «Музыкальная история», «Воздушный извозчик», «Два билета на дневной сеанс», помните там злодей убил собственную дочь, а в гроб вместо её тела положил футляр от скрипки, набитый золотыми драгоценностями, гроб закопал в могилу на кладбище, это он, наивный, так понадёжней пытался спрятать сокровище.
Tags: Раппапорт, кино
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…