Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Транзит под названием жизнь

Владислав Пази. Театральный транзит
СПб, Балтийские сезоны, 2005, 239 стр., ISBN 5-902675-08-1


Театральный транзит

В предисловии автор задаётся вопросом – кому могут быть интересны эти театральные байки минувших лет, «осколки давно ушедшей жизни в ушедшей в небытие стране»? И всё-таки, думаю, 700 читателей (таков тираж) у этой книги найдутся. Я открыл эту книгу, чтобы полистать и … обнаружил себя через несколько часов уже прочитавшим её. Читается она легко, в один присест. Пази, конечно, режиссёр не первого ряда, но у него есть редкая черта – он умеет кратко, буквально с помощью нескольких фраз описывать спектакли так зримо, что как бы начинаешь видеть их. Книга мозаична, как мозаична жизнь автора – детство, театральные кружки, учёба в театральном институте, учителя – Суслович, Сулимов, Товстоногов, работа в провинциальных театрах – Северодвинск, Владимир, Бишкек, Петрозаводск, Омск, Мурманск, такой сплошной театральный транзит, длиной в 25 лет. Санкт-Петербург конца ХХ – начала ХХI века (Театр Комиссаржевской, Театр Ленсовета) – это главы ещё не написанной (и не дописанной) им книги. Мемуарист ведёт свой рассказ не в хронологическом порядке, а свободно перемещаясь по пространству своих воспоминаний из Бишкека начала 90-х в Ленинград 60-х, а оттуда во Владимир 70-х и далее. Почти на всех фотографиях, помещённых в книге, Пази улыбается, и есть ощущение, что вот эта его улыбка растворена и в его тексте, он рассказывает о себе, о своей жизни, о своих триумфах и о своих провалах с доброй улыбкой, с лёгкой иронией, не приукрашивая себя и не стараясь выглядеть всё знающим и понимающим мудрецом.

Театр и жизнь
Самые интересные страницы книги – это пересечения театра и жизни. Спектакль «Три сестры» в бишкекском театре В.Пази начал репетировать летом 1991 г., а премьера была сыграна уже тогда, когда Киргизия вдруг превратилась в заграницу, и когда играли 4-й акт, в котором провинциальный город покидает полк, «уходят наши», в это время по улице мимо театра из Киргизии уходили войска, их выводили в Россию. Помню на форуме www.teatr.ru одна форумянка из Таллинна рассказывала про «Три сестры» Ю.Ерёмина, спектакль тоже начала 90-х: режиссёр одел офицеров (Вершинина, Федотика, Солёного, Родэ и др.) в морскую форму (в Таллине была одна из крупнейших баз Советского Военно-Морского флота), и когда «наши уходили» в финале 4-го акта, зрители в зале рыдали – настолько сильным было потрясение от этого соединения театра и жизни – эти люди в зале, их семьи, тоже уходили из Таллинна. Но это потрясение Ерёмин изначально проектировал ещё на этапе замысла. В бишкекском спектакле пересечение произошло вроде бы как самопроизвольно, спектакль задумывался до 19 августа 1991 г. Причём Пази пишет, что острее всего задевало не буквальное совпадение текста и происходящего на улице, а разлитая в пьесе и спектакле тема поражения русской интеллигенции и ощущение поражения у русских людей, живших в то время в Киргизии, да и в других союзных республиках. Есть предположение, что театр, старые пьесы, обладают каким то тайным знанием, которое иногда вдруг приоткрывается через них людям. Вот такие пересечения пространства театра с пространством жизнью более всего ценил великий Товстоногов.

Товстоногов
В последние 3-4 года вышло много воспоминаний о Товстоногове (С.Юрский, Д.Шварц, В.Рецептер, А.Кац, …) и даже книга в серии ЖЗЛ. Пази рассказывает о своём Товстоногове, он учился у него в режиссёрской лаборатории в 70-е, был на многих его репетициях в БДТ («Тихий Дон», «Пиквикский клуб», «Три мешка сорной пшеницы», …). Он сравнивает его репетиции с игрой на великолепно настроенном фортепиано – настолько актёры его чувствовали и понимали, настолько Он чувствовал пьесу и своих актёров. Товстоноговские спектакли поражали помимо всего прочего единственно верными интонациями театральных персонажей, в его спектаклях всегда присутствовало вот это «золотое» пересечение театра и жизни. Товстоногов предстаёт в воспоминаниях Пази человеком колоссальной интуиции и импровизационного самочувствия.
Tags: Пази, Товстоногов, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments