Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Виртуальный роман

Леонид Зорин «Невидимки» в Театре Ермоловой, режиссёр Владимир Андреев, 2004

Он и Она в отсутствии любви и смерти
Посреди комнаты, называемой Малым залом театра Ермоловой, стоит стол, заваленный книгами, книги громоздятся кучками и слева на полу вокруг кресла. Пространство слева от стола – это комната, в которой обитает Он, справа – комната, в которой находится Она, между комнатами – вся Москва. Он и Она – это персонажи виртуального мира, в мире реальном они никогда не видели друг друга, и не увидят. Как у всех обитателей мира виртуального, у них есть ники, причём это они друг другу их придумали. Она – молода, красива, в Москве недавно, пытается адаптироваться в этом чумовом и жёстком городе, который не верит слезам, Её играет молодая актриса Мария Бортник, недавняя выпускница Щукинского театрального института. Он – старый, уже почти разрушенный временем и жизнью старик, Он – человек, выпавший из своего времени. Его играет ветеран московской сцены Владимир Андреев, он же – режиссёр-постановщик спектакля. Но спектакль – не о проблемах социальной адаптации аутсайдеров, «ветеранов» и/или «юниоров», спектакль представляет собой диалоги мужчины и женщины. О чём они говорят? О себе, о своей жизни. Поведение их во время диалогов достаточно типичное для обитателей виртуального мира: Она, как все женщины, существо конкретное, и потому пытается получить конкретную информацию – «каково его имя в мире реальном?», «сколько ему лет?», «какова его профессия?» и т.п. Да и рассказывает больше Она, Она же пытается из виртуала выйти в реал, Он – больше слушает, даёт умные советы, объясняет Ей, что конкретная информация – более чем несущественна, что это – всего лишь лейблы, наклейки приклеенные к человеку, «что в имени тебе моём?». Он поражает своей проницательностью, ни разу не увидев Её, он угадывает, он знает о Ней ВСЁ. Она тоже пытается угадать Его, но совпала ли Её догадка с реальностью – зрители так и не узнают.
Что заставляет их вести эти виртуальные диалоги? Видимо, они – одиноки, видимо, они - интересны друг другу, видимо, их тянет друг к другу. Человек - удивительное существо! Он, его личность, пролезает через десятки, сотни и тысячи километров, сквозь виртуальные ходы, через которые не могут пролезть микроскопические бактерии (компьютерные вирусы и черви – не в счёт, они ведь неживые), человек же пролезает невидимо, по проводам и радиоволнам, и заражает собой другого человека.


Миф
Спектакль довольно-таки скромный по постановочным средствам, минимум реквизита (стол, кресло, книги, чемодан) и только два актёра. На малой сцене зрители сидят с четырёх сторон игровой площадки, актёры играют буквально на расстоянии вытянутой руки, получается такое театральное «увеличительное стекло», сквозь которое зрители рассматривают феномен виртуальных человеческих отношений. Что это такое виртуальные отношения, виртуальный роман? Это – миф или реальность? Зрители видят двух живых людей, их живые отношения. В финале Она пытается прорваться из виртуала в реал. Ему же достаточно виртуальной реальности, он говорит о важности мифа в жизни человека, мифа, который помогает ему жить, и потому в финале он отказывается этот миф разрушить.
На поклонах, после аплодисментов В.Андреев обратившись к зрителям, сказал, что спектакль поставлен к 80-летию Л.Зорина, ему очень дорого сотрудничество с этим мыслителем-драматургом и «похвастался» - пьеса «Невидимки» посвящена ему, Владимиру Андрееву. В это мгновение меня пронзила мысль, что «Невидимки» - пожалуй, самая автобиографическая, исповедальная пьеса Зорина. Одинокий, выпавший из своего времени человек – это во многом сам драматург, а профессия его героя - «специалист по великим людям» - это отчасти и его, зоринская, профессия, ведь если вспомнить его пьесы 60-70-х годов, где среди действующих лиц можно встретить княжну Тараканову и графа Орлова, Гоцци и Фонвизина, Николая I и Трубецкого, Пушкина и Бараташвили. Зорин и Андреев, люди XX века, века ушедшего, создали спектакль о феномене века XXI, о виртуальном романе.
Tags: Андреев, Ермолово, Зорин, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…