Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Нужен трагический актёр

Александр Островский «Нужна трагическая актриса» Театр на Красной Пресне (Около дома Станиславского), режиссёр Юрий Погребничко, 1989

Мир лжи
В этом спектакле Ю.Погребничко выстроил модель общества, пропитанного ложью. Лгут и обманывают все. Весьма значимый момент – Гурмыжскую и Улиту играют мужчины (В.Прохоров и И.Сигорских, последний к тому же носил бороду в то время), они даже не играют, а притворяются. Женщина, которую на сцене изображает мужчина, смотрится как-то притворно и неестественно. И в результате мотив лжи и обмана при одном появлении этих героинь возникает у зрителя уже на подсознательном уровне. Феерия обмана идёт по восходящей. Чтобы урвать пару тысчёнок, нагло, в глаза врёт своим партнёрам купец Восьмибратов. Притворяется влюблённым в пожилую и мужеподобную даму молодой парнишка, с вечно масляным выражением лица, Буланов. И всё для того, чтобы набить карман. Все притворяются, все обманывают, все играют. И когда появляются актёры, Несчастливцев и Счастливцев (Н.Алексеев и тот же В.Прохоров), они вроде бы удачно вписываются в эту атмосферу притворства и лицедейства, ведь играть, обманывать публику – это их профессия. Но к финалу вызреет конфликт между ними и хозяйкой усадьбы вместе с её окружением. И станет ясно, что в этой атмосфере обмана правдивы только они – профессиональные обманщики, актёры. Ведь они обманывают не ради корысти, не ради денег, а во имя искусства. «Комедианты – вы! А мы - актёры!» – кричит герой Н.Алексеева Гурмыжской. Искусство, театр - вот и всё, что осталось чистого и высокого в том изолгавшемся обществе, где, как поёт в финале, голос Высоцкого: «Всё не так, ребята!»

Алексеев
Эту тему - «как жить не по лжи, в этом мареве из обмана и неправды», нёс в спектакле, прежде всего Николай Алексеев – высокий, огромный, красивый, искренний и цельный, не способный на компромиссы, с огромными грустными глазами больного ребёнка, который, кажется, знает что-то такое ужасное, чего пока не знаешь ты, и усталый, с тяжёлыми мешками под глазами - не так ведь просто жить среди Гурмыжских, Восьмибратовых, Чубайсов, Березовских и прочих обманщиков. Кажется, именно в начале 90-х в фойе театра появился портрет Н.Алексеева и рядом – фото Станиславского, кстати, его однофамильца, и такого же статного красавца, в той же позе. Как это было здорово, и как они были похожи! Это было продолжением спектакля – вот они подвижники, строители Театра, Геннадий Демьянович и Константин Сергеевич.
Чтобы выразить время, театру нужен трагический актёр, счастье и удача Ю.Погребничко в том, что он его нашёл, и с ним поставил этот спектакль. А впереди… Впереди было ещё много чего – была лучшая роль Николая Алексеева – «Когда, я творил …(Женитьба)», было много обманов – приватизация, развитой и поздний Ельцинизм, нравоучения от олигархов на тему «как нам всем жить надо» и т.п., впереди был его уход, такой трагически преждевременный и неожиданный, но если задуматься, то, увы, закономерный. Название будущего спектакля Н.Алексеева («Когда я творил, я видел перед собой Пушкина») было словно посланием от его Несчастливцева из прошлого в будущее.
Tags: Около, Островский, Погребничко, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments