Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Обломов Off / On

«ОбломOff» в ЦДиР Казанцева, режиссёр Михаил Угаров, 2002

Человек-дитя
Он играет в прятки, в пятнашки, в салочки, в жучка. Он делает «домик» и тогда его нельзя «салить». Или он прячется в домике, сделанном из стола и скатерти. Он не просто играет, он весь, целиком, присутствует в игре, он живёт в Игре. Мира взрослых он не боится, ему просто там не интересно, потому что там - бизнес, работа. А это очень скучно, в сравнении с его занятиями. И самое главное – ни одна работа не занимает человека целиком, а только какую то маленькую его часть, например – умение писать, или считать. Поэтому он с таким интересом рассматривает, словно существ из другого мира, курьеров – что это за люди такие, которые бегают по звонку, как заводные. Взгляд на Обломова как на Ребёнка многое открывает в этом каноническом образе. Стоило конструировать и создавать Обломова-Ребёнка, хотя бы для того, чтобы увидеть эти чистые и светлые глаза Обломова-Скворцова, а уж увидеть его во время Игры – это значит увидеть счастливого человека, это значит увидеть «что такое счастье». Такой взгляд на Обломова оказался для меня очень неожиданным и очень информативным. Обломов-Дитя – это открытие этого спектакля. Но в то же время этот Обломов несколько уже романного Обломова. Романный Илья Ильич был, прежде всего, добрым, за это его и любили – и Агафья Мавеевна, и Ольга, и Штольц. Это самый добрый герой русской литературы. Обломов-Скворцова – дитя, ребёнок, а дети находятся по ту сторону добра и зла. Он чист душой, но этот ребёнок находится вне этого понятия - доброта. Вспоминаю Обломова-Табакова: доброта просто лучилась из его толстощёкого лица. Увы, в спектакле (и в пьесе Угарова) совсем не было мечтаний, грёз Обломова – мероприятий, в которых он существовал целиком. А ведь на сцене Центра Высоцкого есть место, где их можно было разместить - балкончик, на котором находились музыканты. Вместо грёз у Обломова-Скворцова были Игры.

Взрослые
У Обломова замечательный антипод в спектакле – абсолютно взрослый Штольц-Белый, крутой бизнесмен, играющий на бирже, немецкий акцент делает его ещё более взрослым и крутым. Сам факт дружбы этих столь разных людей может удивить, если не знать предыстории – они вместе росли, у них было общее детство. Только Андрей – вырос, а Илья – остался ребёнком. Видно как они искренне радуются друг другу – общее детство, общие воспоминания.
Удивительно обаятельная Ольга, и что самое важное – видно, что любит Илью. Когда читаешь роман, то становишься на точку зрения И.И., и уже трудно представить женщину, которая полюбит этакого увальня.

Обломов Off / On
Off / On – аббревиатура, знакомая каждому: ON – включено, OFF – выключено. Обломов – человек не такой как все, человек-дитя в мире взрослых, человек, выпавший из жизни, которой живут все остальные люди. Попав в домик вдовы, он выпадает из мира ещё более, жизнь его останавливается, и он становится почти мёртвым (вспомним, как она его кормят из клизмы), а потом и умирает, а значит: ON- как все, OFF – обломов, ON – живой, OFF – мёртвый. ОбломOFF.
Tags: Гончаров, Панков, Скворцов, Угаров, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment