Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Во тьме

Люди / The Humans, режиссёр Стивен Карам / Stephen Karam, США, 2021

Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине.
Первое послание Иоанна Богослова. 1 глава (90-е годы I века)

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город... Да, тьма...
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (1940)


Пьесу Стивена Карама «Люди» несколько лет назад с большим успехом играли на Офф-Бродвее, теперь драматург сам спродюсировал и поставил по ней фильм. По жанру это – так называемая «новая драма», в формате то ли вербатим, то ли веб-камерного реализма, будто из репертуара Театра.Док или Практики, только действие происходит в нефешенебельном районе Нью-Йорка. Семья из шести человек отмечает День благодарения: глава семьи, его жена и мать, погружающаяся в болезнь Альцгеймера, младшая дочь и старшая дочь с мужем, в квартире только что арендованной молодой супружеской четой, ещё не обставленной мебелью и не обжитой.
Среди актёров нет кинозвёзд, нет ни Скарлетт Йоханссон, ни Брэда Питта, это офф-офф-голливудское кино, в кадре – самые обычные незвёздные лица и фигуры обычных людей, которых можно встретить на улице или в магазинчике за углом. ⅘ действия, точнее бездействия, это – рутинные околозастольные разговоры про обыденное: про ипотеку, оплату интернет и авто, поломку посудомоечной машины, где покупать овощи на оптовом рынке, кто что будет пить, какой счёт в проходящем сейчас футбольном матче, про болезнь и состояние матушки, про глупый но страшный фильм виденный недавно не помнишь как он назывался?, про шумы, раздающиеся из соседней квартиры, про странный сон приснившийся на прошлой неделе, не слишком ли много тунца в салате, про огромного таракана напугавшего кого-то из женщин, о щеколде как о некой сексуальной позе, про возможное будущее наследство, сэптик в загородном доме делать пока не надо потому как Собянин местная администрация обещала проложить канализацию, про пончики с черникой, про устойчивость этой семьи к депрессиям, если не можешь найти работу то всегда можно устроиться в Пятёрочку Волмарт, про индейку что сейчас нарезают и пр. и пр.
Подчёркивая рутинность происходящего, камера часто и подолгу останавливается то на жёлтом подтёке на потолке, то на трещине в стене. Можно заметить некоторую отстранённость этих людей друг к другу, лишь в апогей праздника, когда они все, сидя вокруг стола, берутся за руки, благодарят Господа за то, что было в этом году, и произносят пожелания, и излучают друг другу лучики душевной теплоты.
И всё же в финале, перед самым разъездом, когда уже заказали такси, происходит Событие, поистине каноническое драматическое событие, как в старой драме, это – признание. Услышавшие его, восклицают – зачем это было сказано? Зрителям же признание открывает глаза: вся рутина и все пустые разговоры были лишь блужданием маленького человека во лжи и во тьме жизни, тьме моральной и тьме метафизической. В этот момент в квартире вырубается свет, тьма символическая совмещается с тьмой реальной. Развязка несёт на себе яркий театральный след, камера отъезжает, и финал происходит словно в театральной сценографии, во тьме сидит человек, свет есть, но он вне этой декорации жизни, пробивается в две двери, и... всё погружается во тьму.

Люди
Tags: Булгаков, Иоанн Богослов, Стивен Карам, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments