Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Превращения маленького человека

Дмитрий Шостакович «Нос» в Камерном Музыкальном Театре п/р Б.Покровского, режиссёр Борис Покровский, 1974

Музыка
В этом спектакле главным действующим лицом и главным средством воздействия на зрителя являлась музыка Д.Шостаковича, необычная, полифоническая, фантастическая, адекватно представляющая фантамасгорический мир Гоголя. Голоса артистов, их драматическое искусство перевоплощения, мимика, являющиеся в других спектакля Камерного Музыкального Театра равноправными элементами представления, здесь имели подчинённое значение, они лишь иллюстрировали музыку.

Маленький человек
Неожиданно для меня в «Носе» на первый план вышла тема маленького человека, оттеснив фантамасгорическую тему самостоятельности и возвышения Носа на второй план. Театр как бы объединил «Нос» с «Шинелью». Проснувшись однажды утром, большой человек, статский советник (это не такой уж маленький чин!) Ковалёв и обнаружив, что у него пропал нос («Пропал мой нос!!!»), сразу становится маленьким закомплексованным человеком, все обсмеивают его, уточняют, может у него, ещё какой-либо орган пропал. Ему некуда даже обратиться: обер-полицмейстера он не застанет на месте, в газетной экспедиции его ещё раз осмеивают и не хотят принимать необычное объявление о пропаже носа. В мире маленьких людей такие ограничения на каждом шагу: это – можно, а вот это – нельзя. Почему? – А потому! Потеряв нос, Ковалёв стал маленьким человеком. Мотив потерянности маленького человека достигает пика в сцене в Казанском Соборе, где звучит грустная музыка, похожая на плач этих маленьких людей по своей жизни. Ковалёв здесь встречает Носа, одетого в мундир и выдающего себя за важного господина. Благодаря гениальной музыке этот эпизод впечатляет своим драматизмом и фантамасгоричностью: Ковалёв так беспомощен, что он ничего не может поделать со своим носом. Без носа Ковалёв не может даже жениться на дочке некой дамы Подточиной, а ведь он так этого хотел. Впечатляют массовые сцены, например: толпа глазеет на безносого Ковалёва: «Вот он! Вот он!», как на какое-то диковинное животное. И никому нет дела до его горя, до его рухнувшей жизни, только любопытство.
Наконец Носа ловят на вокзале и Ковалёв, заплатив кому следует и сколько следует (ох уж эти вечные российские взятки!), получает его. «Ну же, дурак, полезай на место!», но Нос не хочет. Ковалёв вызывает доктора, а тому тоже нет дела до его проблем, равнодушный, с бесполезными советами: «Обливайтесь холодной водой – и всё будет хорошо!» - чем он может помочь?!

Всё по-прежнему
Наконец всё как-то разрешается, и Ковалёв опять становится как и все – с носом. Он рад, он доволен собой, теперь он уже не хочет жениться на дочке Подточиной, он становится таким же самодовольным, как и раньше, заигрывает с продавщицей манишек, приглашает её к себе порезвиться. Стресс прошёл, с ним прошёл и комплекс неполноценности «маленького человека», он, как и раньше – «сильный мира сего»!
Нос
Tags: КМТ, Покровский, Шостакович, опера, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment