Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Театру быть!

Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021

27 ноября. 11 вечера. Студия
Просмотр «Вечно живых».
Эфрос. Я впервые смотрел. Понравилось. Серьёзностью и правдивостью.
Взятая замечательная простота и правда тогда играет, когда вырастает в нечто большее.
Владимир Саппак. Блокноты 1956 года


Спектакль был поставлен к 65-летию театра Современник, чтоб быть сыгранным всего лишь один раз, в апреле-мае этого года, во время праздничных юбилейных мероприятий. Вчера, 1 октября, им открыли постюбилейный сезон. И это правильно! Ещё правильней было бы включить его в репертуар. Уж очень он хорош, и уж очень он живой.
Пьеса формата театральное обозрение собрана, склеена драматургом из множества мемуарных свидетельств, фактов, воспоминаний известных, даже канонических, и неизвестных, по крайне мере мне, например, существование в репертуаре двух версий спектакля «Пять вечеров»: №1 в постановке Ефремова, №2 в постановке Волчек. Сюжет спектакля – история Современника от зарождения идеи театра в Школе-студии МХАТ, его рождения, становления, взросления, репетиций, выпуска и невыпуска знаковых громких премьер – «Вечно живые», «Матросская тишина», «В поисках радости», «Никто», «Пять вечеров», «Голый король», «Обыкновенная история», и до триумфа театра и ухода Ефремова во МХАТ.
Жанр пьесы – документальный театр, но сыграно нечто большее, чем документ, сыграна легенда театра, сыграно время, в котором родился, рос и жил Современник – оттепель, политическая и идейная. Образ времени зачинается буквально одним штрихом – после пролога выносят и ставят на сцену скворечники (как когда-то в любимовском «Живом») – пришла идеологическая весна, а неповторимый аромат времени – это стихи-стихи-стихи, 50-е – Мартынов, Слуцкий, Коржавин (их изумительно читает Семён Шомин, как будто оттуда из 50-х), 60-е – Вознесенский (Евгений Павлов – феноменальное перевоплощение!, и голоса, и интонаций и жестов, и даже внешности) и Ахмадуллина (Светлана Иванова + Клавдия Коршунова). Образ времени мерцает в фото и видео, проецируемых на небольшой условный портал, стоящий на сцене.
Это история Современника, сыгранная в лицах и в спектаклях. Главная приманка кастинга: Олег Ефремов – Никита Ефремов, Лёлик Табаков – Паша Табаков, тогдашние ректор Школы студии Радомысленский и директор МХАТ Солодовников – нынешний ректор Школы-студии и актёр МХТ, импозантный и респектабельный Игорь Золотовицкий. Они и похожи на своих персонажей (голосом, лицом, мимикой), и непохожи. И в этом режиссёр находит ключ к постановке – актёры не играют своих персонажей, а воплощают их как бы эскизно, играют в них. Аналогично явлены и легендарные спектакли – конечно, они были не такими, но и такими, что-то корневое образноо схвачено, особенно в «Голом короле», то был феерический спектакль, сказочная феерия и самого спектакля, и истории его прохождения сквозь препоны тут явлена. И ещё важный фактор успеха и обаяния спектакля – это стиль актёрской игры, как было написано в ремарке в одной пьесе Алексея Арбузова – играть очень воодушевлённо. Вот так театр и играет свою историю в лицах и в спектаклях.
В финале все лица театра собираются на сцене, закончена эпоха Ефремова, формулируются итоги, заветы и формулы его театра, самое главное: что-то есть в этом театре, что держит его в особенном состоянии, это – правда и простота без гримов и прикрас, из которых рождается нечто важное, о времени и о людях. Взволнованные молодые актёры рождающегося здесь театра, по окончании первого показа «Вечно живых» на публике, сидя на краю сцены, обсуждают спектакль со зрителями в зале и слышат от них – «То, что вы делаете очень важно и нужно для нас», и Олег-Никита-Ефремов-и-Рыжаков бросает в зал – «Ну раз вы так считаете, значит Театру быть!» И театр собирается, из зала, из-за кулис выходят и выходят современниковцы, как складывается здание из кирпичиков, так и театр слагается из актёров, его сегодняшние лица собираются на станке во всю ширину и глубину сцены. Театру быть!

Вечно живые. История в лицах
Tags: Михаил Дурненков, Рыжаков, Современник, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Костик-бесоносец

    «Бесы Достоевского», режиссёр Константин Богомолов, Театр на Малой Бронной, 2020 Бог умер. Фридрих Ницше. Весёлая наука (1882) Как интерпретация…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Костик-бесоносец

    «Бесы Достоевского», режиссёр Константин Богомолов, Театр на Малой Бронной, 2020 Бог умер. Фридрих Ницше. Весёлая наука (1882) Как интерпретация…