Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Ego sum, Ego existo

Гарольд Пинтер «Сторож» Театр на Литейном, режиссёр Юрий Бутусов, 1997

Зрители сидят в глубине сцены лицом к залу, в котором погашен свет, в той стороне зияет непроницаемая тьма. Посреди сцены установлены четыре причудливо-неровные металлические мачты-столба, вверху между ними друг над другом натянуты грязные, мокрые, рваные куски полиэтиленовой плёнки – это потолок комнаты. В самой комнате лишь пара ржавых металлических кроватей и такое же кресло (сценография и костюмы – А.Шишкин). Здесь, в этой комнате, живёт молодой человек Астон (М.Трухин). Сюда он приводит бомжеобразного человека по имени Дэвис (С.Фурман). Здесь, в этой заброшенной комнате, иногда появляется Мик (С.Мосьпан), брат Астона, домовладелец, собственник данного помещения – так он себя представляет. Центром спектакля является Дэвис – маленький, затюканный, потёртый, бездомный человечек маргинального вида. Спектакль Ю.Бутусова – это исследование маленького человека при помощи театра. Комната, куда попадает Дэвис, и которая с трёх сторон окружена зрителями – это словно лабораторная площадка, а братья Астон и Мик – это два полюса, между которыми мечется эта человеческая песчинка. Астон – добрый, отзывчивый, улыбчивый, немного не от мира сего, он, собственно, и привёл Дэвиса сюда, выручил его из драки, дал кров, дал денег, подарил кое-что из одежды, он – это «полюс доброты». Мик – жёсткий, непредсказуемый, постоянно ставящий бедолагу Дэвиса в тупик, у него – власть, ведь он – хозяин этого жилья, он – это «полюс силы». Есть ещё внешний мир, мир жёсткий, жестокий, непонятный, полный опасностей, где нет никому места, где даже «некуда сесть!», этот мир находится там, откуда приходят герои, он располагается где-то за пугающеё чернотой и безразмерной глубиной зрительного зала.
Театральное исследование Бутусова состоит, собственно, в наблюдении за реакциями маленького человека, помещённого между двумя «полюсами»: между «плюсом» и «минусом», между полюсом доброты и полюсом силы. Бутусов предлагает наблюдать весь спектр реакций этого «гомункулюса»:
- вот Он осторожно, опасливо оглядываясь, входит в незнакомое помещение – «Это твоя комната?»;
- вот Он жалуется, что ему даже некуда было присесть: «Десять минут перекура, а присесть некуда. Все места заняты. У всех было место, у всех этих черномазых, поляков, а у меня, представляешь, не было места!»;
- вот Он получает подарок от доброго Астона – настоящие кожаные ботинки, звучит волшебная мелодия «Вальса цветов» из «Щелкунчика» - «Это мне?», подарок – ведь это маленько чудо, в эти счастливые мгновения этот пухленький, щекастенький человечек похож на неуклюжего и счастливого медвежонка Винни-Пуха;
- Он растерян, Он смят, Он напуган! Пришёл новый незнакомый человек, это Мик, он делает какие-то неожиданные предложения – «Мне нужны здесь умелые руки! Ты хотел бы быть здесь сторожем?» - «Эээ… Это … Я раньше никогда … не сторожил…»;
- Он уже освоился в этом кусочке пространства, в этой комнате, он даже потеснил мягкого и безобидного Астона – занял его большую кровать, переместив того на маленькую и неудобную. Он доволен, Он самодоволен, Он уверен. Он чувствует себя сильным и почти самым главным здесь, после Мика, конечно;
- Он говорит с могущественным Миком заискивающим, ласковым голосом, и совсем другие интонации у него при общении с тихим, безобидным Астоном – резкие, повелительные, с мягким – он жёсток, с жёстким – он мягок;
- одиночества, неприкаянности, страданий другого человека, Астона, он не замечает, его монологи-исповеди он воспринимает как шум, который мешает ему спать. Он даже жалуется Мику на чёрствость и бессердечие Астона (!?), который «говорит и говорит… и не даёт мне заснуть».
К концу спектакля создаётся впечатление, что герой Фурмана расползается по этой комнате, как огромное жирное пятно, он словно заполняет собой всё окружающее пространство, и тогда становится понятно, что Бутусов ставит свой спектакль не просто о маленьком человеке, он делает своё исследование о человеке вообще, о человеческом Я, об Ego, и если Ego sum, значит это Ego – центр всего, центр мира, важно, только то, что происходит с Ego, всё остальное, весь остальной мир, имеет смысл и значение только потому, что Ego existo, больно и страшно только ему Ego, все остальные боли и крики он не слышит и не чувствует. Раз Ego existo, значит Ego должен получать подарки, деньги, работать и что-то делать Ego не любит и не хочет, да, наверное, и не должен, виноваты во всём всегда ОНИ (чёрные, черномазые, черножопые, …) или он (сосед), они всегда мешают, из-за них нельзя пройти, из-за них некуда сесть.
Бутусов (вместе с Пинтером, Фурманом, Трухиным, Мосьпаном и Шишкиным) продемонстрировал в своей «театральной лаборатории» на Литейном фундаментальные принципы существования человеческого Я, и в его трактовке название пьесы Г.Пинтера приобретает символическое значение – все эти Ego-принципы являются по сути «сторожем» человеческого Я, сторожем, защищающим и охраняющим Ego, сторожем, обеспечивающим Ego existo, само существование Ego.
Сторож
Tags: Бутусов, Пинтер, на Литейном, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…