Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Теснота бытия

Убийцы в спальных вагонах / Compartiment tueurs, режиссёр Коста-Гаврас / Costa-Gavras, Франция, 1965

Никто не желает страдать, и тем не менее все ищут боль и жертву, а отыскав, чувствуют, что бытие их оправдано...
Пауло Коэльо. Одиннадцать минут (2003)


С первых кадров возникает вязкое ощущение тесноты: начало фильма втиснуто в железнодорожное купе второго класса, в котором едут шесть человек (по три полки друг над другом слева и справа), мужчины и женщины, у них проверяют билеты, они размещаются, скучают, кокетничают, читают, спят, знакомятся, подглядывают, потеют, маются. Здесь же происходит убийство, с которого и начинает развёртываться жапризовская детективная интрига. Теснота продолжается и на вокзале (движутся потоки приезжающих и отъезжающих), в полицейском участке, где в узких проходах между столами перманентно топчутся задержанные и снуют инспектора. Тесно, всё впритык и в квартирках, и в комнатах, где обитают небогатые парижане. Лестницы и лифты в домах и гостиницах – узенькие, тесные, маленькие. И даже в большой квартире богатой дамы-актрисы тесно от наставленной всюду мебели и разных финтифлюшек, навешанных гардин и занавесей.
Убийцы в спальных вагонах

В главных ролях – топовые народные французские актёры со знаковыми лицами: дама с прошлым – Симона Синьоре, сыщик – Ив Монтан, красавчег – Жан-Луи Трентиньян, … и молодые свежие (в 1965 г.) лица юных героев – Катрин Аллегре и Жак Перрен. Следователь Грациани (Ив Монтан) тут не супермен, а усталый замотанный мент, в несвежей рубашке и криво повязанном галстуке, простуженный, но цепкий, инициативный, решительный, оперативный.
Постоянная теснота, продолжающаяся даже во время финальной погони в плотном вечернем автомобильном парижском траффике, соединённая с фактурностью, рельефностью персонажей, населяющих фильм, навевает ёмкий образ вечной плоти бытия, движущейся, бурлящей, в которой зарождаются и творятся злодеянья и увлеченья, убийства и любовь, преступления и наказания. И отделить одно от другого в этом неразличимом месиве бытия – это миссия усталого, больного гриппом, полицейского.
Убийцы в спальных вагонах
Tags: Ив Монтан, Коста-Гаврас, ЛГЖан-Луи Трентиньян, Симона Синьоре, кино
Subscribe

  • Десять ролей Нины Руслановой

    Жаловаться на судьбу не могу. Гневить бога не буду. Всё, что он мне дал, — за всё спасибо. И за счастливые минуты, и за ошибки. Нина Русланова. Из…

  • Валерий Гаркалин. 9 ролей

    Говорят, что время лечит. Не знаю, не уверен. По крайней мере мой опыт указывает на обратное. Возможно, для кого-то это и так, но теперь я…

  • Любовь как магнетизм

    Иван Тургенев «Отцы и дети» СПб ТЮЗ, режиссёр Георгий Цхвирава, 2008 Он любит только одно существо в мире, и те нежные мотивы чувства, которые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments