Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Физиология романтизма

Запретный плод / Le fruit défendu, режиссёр Анри Вернёй / Henri Verneuil, Франция, 1952

Шифр не тот. И жизнь не та.
Иван-Кайф. Штирлиц (2002)


Для мужа супружеское ложе становится одним из средств обороны. Лишь ночью в постели он может проверить, разгорается любовь к нему жены или гаснет. Постель – барометр брака.
В самом деле, если вы с женой спите рядом и ваши головы покоятся на одной подушке, вы без труда можете во всякое время выяснить, насколько сильно пылает ваша благоверная любовной страстью.
Оноре де Бальзак. Физиология брака (1829)


Среди авторов сценария – Жорж Сименон, фильм поставлен по одному из его романов. Но это не детектив и не криминальное кино, пользуясь тезаурусом Бальзака из его «Человеческой комедии», я бы обозначил жанр фильма как «Сцены из провинциальной жизни».
Маленький патриархальный провинциальный городок, главный герой – 40-летний Шарль Пеллегрен (Фернандель) – местный доктор, весьма успешный, имеющий широкую врачебную практику, глубоко несчастен, всё не то, и брак, второй уже – не тот, и жизнь – не та.
Запретный плод – это его адюльтер, любовная интрижка, которую он заводит с приезжей легкомысленной шабутной красоткой Мартиной (Франсуаза Арнуль), причём он – не ловелас и не дон-жуан, он просто несчастный человек, разочарованный романтик, несчастливый муж, который ищет то, чего нет в его супружеской жизни. Его жена Арманда (Клод Нолье) – красивая, но холодная женщина, классический типаж «строгая учительница». Во время семейной разборки даже звучит убедительный упрёк (от его мамы) – «ты как учительница – ставишь всем отметки». В первую брачную ночь она его ошарашивает, в ответ на его робкое нежное объятие, она деловито декларирует – «я буду не просто твоей женой, я буду твоим бизнес-партнёром. Я буду контролировать кэш-флоу и дебиторскую задолженность». Шарль ошарашен, ему, романтику, нужно другое.
И этого другого, отсылающего к его романтической юношеской мечте, нет не только в его супружеской жизни, этого, оказывается, нет и в его адюльтере. Впрочем, финал, возможно, обозначает путь к плодам счастья, но уже не запретного.
Фильмом, его интригой, сюжетом, коллизиями, месседжем рулят кино-звёзды – Фернандель и Франсуаза Арнуль. На мой взгляд, типажность, характерность этих звёзд, их жёсткие ампула тут двойственны, с одной стороны, они и создают яркие типы героев: Фернандель – романтичный простак, богатый лох и Арнуль – пустоголовая куколка-красотка, и в то же время несколько ограничивают, обрезают образы их живых персонажей.

Запретный плод
Tags: Арнуль, Бальзак, Вернёй, Фернандель, кино
Subscribe

  • Десять ролей Нины Руслановой

    Жаловаться на судьбу не могу. Гневить бога не буду. Всё, что он мне дал, — за всё спасибо. И за счастливые минуты, и за ошибки. Нина Русланова. Из…

  • Валерий Гаркалин. 9 ролей

    Говорят, что время лечит. Не знаю, не уверен. По крайней мере мой опыт указывает на обратное. Возможно, для кого-то это и так, но теперь я…

  • Любовь как магнетизм

    Иван Тургенев «Отцы и дети» СПб ТЮЗ, режиссёр Георгий Цхвирава, 2008 Он любит только одно существо в мире, и те нежные мотивы чувства, которые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments