Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

«Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020

Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?
Ответ: у них семейный подряд – она варит лапшу, а он развешивает её людям на уши.
Анекдот времён перестройки. Цитируется в спектакле.


У фронтальной задней стены неглубокого сценического павильона – два гримировальных столика с зеркалами, за ними на глазах зрителей гримируются актёр и актриса, приклеивают и подрисовывают возрастные морщинки, надевают парики, здесь же вешалка с костюмами и платьями, тут они и переодеваются. Стиль спектакля и актёрской игры можно назвать лайтовым модернистским эскизом. Актёры и режиссёр не добиваются 100%-го портретного сходства и полномасштабного перевоплощения в двух исторических персонажей недавних времён, они как бы на себя по чуть-чуть, а потом всё больше и больше примеривают их личины, отсюда и гримирование с переодеваниями здесь же на сцене. Миронову легче, он быстро находит характерный горбачёвский южно-российский раскатистый говорок, эскизные воплощения Хаматовой более тонкие, её героиня тоже узнаваема – стильная женщина во все времена.
Фирменной болтологической горбачёвской лапши почти нет, с нею только одна знаковая сцена, обозначающая перестройку, нет и апологии Горбачёва, которую можно было ожидать от автора из Прибалтики – «архитектор разрядки, проводник гласности, свободы слова и демократии и т.п.». Бюрократическая и партийная деятельность Горбачёва в Ставрополье, потом в Москве – это лишь контур, внутри которого рассказана история любви, любви Михаила и Раисы, Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны. А зарождается их любовь в студенческие годы, музыкальный лейтмотив их лав стори – это арии Ленского из «Евгения Онегина» в исполнении Лемешева, именно на его концерте в ДК МГУ и случилась их судьбоносная встреча.
Есть ещё один знаковый эпизод, знаковый для их любви и роковой для страны, хотя я его в 1991 году не припоминаю. Рассказывает Раиса Максимовна: это было вскоре после их возвращения из Фороса, она тяжело там заболела, а в Москве, на Манежке собрался огромный митинг в поддержку Горбачёва, и его приход и выступление там решило бы судьбы СССР/России. Но он не пошёл на этот митинг, а поехал с нею в больницу. Сам он объяснил свой поступок/непоступок так: «Я ведь был женат не на России, а на Раисе».
Миссия гримов и париков в спектакле – не столько делать актёров похожими на своих персонажей, сколько отражать движение времени – шевелюра Горбачёва меняется от пышного зачеса назад, ко всё более увеличивающейся лысине и проявляющейся на ней фирменной родинке, и показывать константу Миша+Рая=любовь в перманентном движении времени. Финальная сцена, происходящая уже в наши дни, не ставит точку в их любви, а продолжает её: к одутловатому старику, частично погружённому в деменцию, приходит она, лёгкой молодой порхающей походкой и беседует с ним. Для мужчины его любимая – всегда молода и красива.

Горбачёв
Tags: Театр Наций, Херманис, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • Про жизнь

    «Фаина. Эшелон» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Иосиф Райхельгауз, 2020 Внезапный оглушительный взрыв. Тьма и вопль всех голосов сразу.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 95 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • Про жизнь

    «Фаина. Эшелон» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Иосиф Райхельгауз, 2020 Внезапный оглушительный взрыв. Тьма и вопль всех голосов сразу.…