Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Урок любви

Александр Лаврин, Виктор Коркия «Уроки любви, или мастер-класс маэстро Казановы» в Театре МОСТ, режиссёр Евгений Славутин, 1997

Казанова
Великий любовник стар и немощен, на сцене он появляется только в инвалидной коляске, постоянно принимает таблетки, запивая их коньячком из изящной карманной фляжки, он на пороге смерти, смерть проведывает его в самом начале спектакля. Казанову играет актёр театра Моссовета О.Казанчеев, он конечно не так стар, как его персонаж, но в сравнении с тем Казанчеевым, который двадцать с лишним лет назад выбегал в кедах на сцену Таганки в «Пяти рассказах Бабеля» и вдохновенно пел и играл на гитаре, нынешний Казанчеев – конечно, глубокий старик, с потухшим взглядом и слегка осипшим голосом. Казанова даёт уроки любви юноше Францу, столь невзрачному и неуверенному в себе, что буквально чуть сопли у него не текут. Содержание урока достаточно банально, что-то про эрогенные зоны женщин, но постепенно Казанова увлекается и разгорается в нём некий казановский огонёк, и вот уже он вдохновенно повествует о тактики любви – чтобы завоевать (победить) кого-либо – нужно сначала победить самого себя. В город тот прибывает Дон Жуан, бургомистр, обеспокоенный за нравственность собственной дочери Анны, приглашает Казанову провести мастер-класс со своей дочерью, Казанова должен выполнить функцию аналогичную футбольному «либеро», он обучает Анну своими нетрадиционными методами, как отличать истинную любовь от притворной. Благодаря Казанове влюблённые Франц и Анна соединяют свои сердца.

Форма
По форме спектакль напоминает рок-оперу, артисты играют также по эстрадному броско и ярко, чуть-чуть педалируя, у края сцены установлены микрофоны, к сожалению, поют в спектакле очень-очень мало, буквально – 2-3 песни-арии. В результате 2-х часовое действие смотрится весьма скучно, я раз 10 глядел на томительно ползущие часовые стрелки, авторы пьесы Коркия & Лаврин – это конечно не Мольер & Шекспир. Оперность или рок-оперность сильно усилила бы эту простенькую пьеску. Тем более что, уже вне спектакля, выйдя на поклоны, актёры вдруг все вместе запели весёлую песенку Герцога из «Риголетто»: «La Donna E Mobile…», и этот эпизод стал лучшей сценой спектакля, пели все здорово, причём профи Казанчеев – хуже всех.

Смерть
Соединив двух влюблённых, Казанова прикладывается к фляжке, но живительная влага в ней закончилась, жизнь закончилась, он роняет фляжку и бездыханный замирает. «Умер!» - сообщает громким шёпотом догадливый зритель из пятого ряда партера. Вбегает служанка, трогает его – «Спит!», и под весёлую музыку его увозит. Спустя минуту раздвигаются шторки, и Дама в голубом (это – Смерть) вывозит инвалидную коляску и поёт божественный романс Неморино из «Любовного напитка»: «Una furtina lagrima…» (звучащий в исполнении женского голоса просто фантастически), в коляске маленький неулыбчивый мальчик, лет трёх-четырёх, в точно такой же одежде, как и Казанова – в белой рубашке, чёрных штанах, жилетке и треуголке. Жизнь совершила свой оборот, вернувшись к своему началу. Он Ушёл.
 Уроки любви, или мастер-класс маэстро Казановы
Tags: МОСТ, Славутин, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment