Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Урок любви

Александр Лаврин, Виктор Коркия «Уроки любви, или мастер-класс маэстро Казановы» в Театре МОСТ, режиссёр Евгений Славутин, 1997

Казанова
Великий любовник стар и немощен, на сцене он появляется только в инвалидной коляске, постоянно принимает таблетки, запивая их коньячком из изящной карманной фляжки, он на пороге смерти, смерть проведывает его в самом начале спектакля. Казанову играет актёр театра Моссовета О.Казанчеев, он конечно не так стар, как его персонаж, но в сравнении с тем Казанчеевым, который двадцать с лишним лет назад выбегал в кедах на сцену Таганки в «Пяти рассказах Бабеля» и вдохновенно пел и играл на гитаре, нынешний Казанчеев – конечно, глубокий старик, с потухшим взглядом и слегка осипшим голосом. Казанова даёт уроки любви юноше Францу, столь невзрачному и неуверенному в себе, что буквально чуть сопли у него не текут. Содержание урока достаточно банально, что-то про эрогенные зоны женщин, но постепенно Казанова увлекается и разгорается в нём некий казановский огонёк, и вот уже он вдохновенно повествует о тактики любви – чтобы завоевать (победить) кого-либо – нужно сначала победить самого себя. В город тот прибывает Дон Жуан, бургомистр, обеспокоенный за нравственность собственной дочери Анны, приглашает Казанову провести мастер-класс со своей дочерью, Казанова должен выполнить функцию аналогичную футбольному «либеро», он обучает Анну своими нетрадиционными методами, как отличать истинную любовь от притворной. Благодаря Казанове влюблённые Франц и Анна соединяют свои сердца.

Форма
По форме спектакль напоминает рок-оперу, артисты играют также по эстрадному броско и ярко, чуть-чуть педалируя, у края сцены установлены микрофоны, к сожалению, поют в спектакле очень-очень мало, буквально – 2-3 песни-арии. В результате 2-х часовое действие смотрится весьма скучно, я раз 10 глядел на томительно ползущие часовые стрелки, авторы пьесы Коркия & Лаврин – это конечно не Мольер & Шекспир. Оперность или рок-оперность сильно усилила бы эту простенькую пьеску. Тем более что, уже вне спектакля, выйдя на поклоны, актёры вдруг все вместе запели весёлую песенку Герцога из «Риголетто»: «La Donna E Mobile…», и этот эпизод стал лучшей сценой спектакля, пели все здорово, причём профи Казанчеев – хуже всех.

Смерть
Соединив двух влюблённых, Казанова прикладывается к фляжке, но живительная влага в ней закончилась, жизнь закончилась, он роняет фляжку и бездыханный замирает. «Умер!» - сообщает громким шёпотом догадливый зритель из пятого ряда партера. Вбегает служанка, трогает его – «Спит!», и под весёлую музыку его увозит. Спустя минуту раздвигаются шторки, и Дама в голубом (это – Смерть) вывозит инвалидную коляску и поёт божественный романс Неморино из «Любовного напитка»: «Una furtina lagrima…» (звучащий в исполнении женского голоса просто фантастически), в коляске маленький неулыбчивый мальчик, лет трёх-четырёх, в точно такой же одежде, как и Казанова – в белой рубашке, чёрных штанах, жилетке и треуголке. Жизнь совершила свой оборот, вернувшись к своему началу. Он Ушёл.
 Уроки любви, или мастер-класс маэстро Казановы
Tags: МОСТ, Славутин, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment