Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Театр как воспоминание

«Все тут.» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Дмитрий Крымов, 2020

Там, где – боже мой! –
Будет мама молодая
И отец живой.
Геннадий Шпаликов


Спектакль-воспоминание, спектакль-исповедь, спектакль-поминание.
Воспоминания режиссёра о своих родителях, и поминание их, воспоминания о дедушке и бабушке, о детстве, о предметах детства, его костьтреплевская исповедь о сути театре, о рождении его чувства театра, воспоминания о прошлом и о несбывшемся – всё это как бы вложено в виденный им вместе с мамой и папой в 1973 году привозной американский спектакль «Наш городок» из Театра Арена Стейдж режиссёра Алана Шнайдера, который здесь же на сцене, в формате театр в театре пунктиром играется, постоянно прерываясь воспоминаниями. Есть тут ещё и грузинский «Наш городок» М.Туманишвили, виденный режиссёром уже лишь с мамой в 1987 году, но здесь и сейчас он совсем не интересен – какая-то пародийная кавээновская грузинщина.
«Наш городок» Торнтона Уайлдера – одна из самых пронзительных пьес мировой драматургии, её интонация и структура, с миром живых и мёртвых, с интересом одних к другим – «как вы там?», с горькими откровениями мёртвых о былой жизни – «люди просто не понимают, что такое жизнь, пока они живы» – делают эту пьесу в руках Крымова идеальным театральным контейнером для воспоминаний.
Персонаж, обозначенный в программке как ведущий – это сам Крымов, он, действительно ведёт спектакль, дирижирует им. Включает и выключает воспоминания, приводит на «Наш городок» своих маму и папу, и вместе с ними смотрит его. Крымова и Эфрос в спектакле лишь обозначены, они здесь – театральные знаки, их миссия – появиться живыми в воспоминании. А вот эфросовский завлит Нонна Скегина сыграна Марией Смольниковой подробно, выразительно (характер!, да ещё какой), но, на мой взгляд, с пережимом, который выглядит ненужной лёгкой пародийностью, и лучшая сцена её – немая, когда из неё льётся возмущённый поток слов по поводу очередного закрытия то ли театра, то ли спектакля у Эфроса, и ведущий-Крымов, сжимает-обнимает её – дескать, замолчи, она продолжает в волнении двигать рукой с микрофоном, который бьётся в её грудь, и звук этих ударов становится стуком её сердца, взволнованного и возмущённого несправедливостью.
Помощник режиссёра, его играет Феклистов, ведёт спектакль внутри спектакля, который по Уайлдеру, он идеально улавливает пронзительную вспоминательную ноту пьесы, и самые пронзительные, самые волнительные эпизоды спектакля – это его монологи, это воспоминания режиссёра о прошлом, это его воспоминания о несбывшемся, вставная новелла о театре Крымочехова – сцена из незаконченного спектакля «Остров Сахалин. Своими словами» в Школе драматического искусства с Сонькой Золотой ручкой и двойным Чеховым, и, конечно, это финал «Нашего городка», сцена на кладбище - «все тут», играемая на каком-то узогнутом хлипком шатающемся помосте: «не знаю, нужно ли возвращаться в прошлое, возвращаясь сюда, назад, ты будешь не только жить, но и смотреть на себя со стороны. И смотря на себя со стороны, ты будешь знать то, чего ты там никогда не знал. Ты будешь знать, что случится потом. Ты будешь знать будущее…» Погружение в прошлое необходимо, прошлое зовёт нас, иногда это больно, но жить там, в прошлом и прошлым – не стоит.

Все тут.
Tags: Крымов, Крымова, Скегина, Уайлдер, ШСП, Эфрос, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 57 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…