Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Суд над судьями

Генрих фон Клейст «Разбитый кувшин / Der zerbrochene Krug», режиссёры Густав Учицки и Эмиль Яннингс / Gustav Ucicky, Emil Jannings, Германия, 1937

Генрих фон Клейст «Разбитый кувшин», режиссёр Тимофей Кулябин, Театр Наций, 2020

А судьи кто?
Александр Грибоедов. Горе от ума (1828)

Заставьте самого беспристрастного судью разбирать своё собственное дело, и посмотрите, как он начнёт толковать законы!
Пьер-Огюст Бомарше. Безумный день, или Женитьба Фигаро (1784)

Суди меня, судья неправедный!
Александр Островский. Гроза (1859)


Олдскульный немецкий фильм 1937 года, построенный в основном на крупных и средних планах судьи Адама, разбирающего дело о разбитом кувшине, и разыгрываемый в двух декорациях (комната судьи и зал судебных заседаний), по сути представляет собой театр одного актёра на киноплёнке – Эмиля Яннингса, все остальные персонажи-актёры – на подыгрыше, и ревизор, и писарь, и участники суда. Яннингс своей гениально живописной сочной игрой являет красочное мурло неправедного судьи, блюстителя закона, творящего подлог, шантаж и насилие.
Разбитый кувшин (1937)

В театре другая оптика, из 7 ряда партера можно видеть и крупные планы судьи, и других персонажей, и общие планы суда над судьёй.
Конечно, и Коваленко, и даже Филиппенко, выбывший на этапе подготовки спектакля, не так мощны и круты, как Яннингс, и преступное судейское мурло в Театре Наций не столь живописно, страшно и смешно, но у театра есть свои козыри, и режиссёр-новатор их находит и являет. Здесь интересны и все остальные персонажи, эти люди, пришедшие в суд с улицы, узнаваемы. Служанка азиатка, открывающая и закрывающая спектакль, косноязычный крестьянин-фермер Тюмпель, его сын, татуированный скинхед Рупрехт, влюблённая зашуганная девушка Ева, её бойкая шустрая матушка Марта, прикольная и смешная свидетельница Бригитта, деловой менеджер-писарь Лихт, всевидящий охранник, успевающий фоткать компрометирующие снимки. Самая интересное сценическое воплощение в этом спектакле – это роль ревизора-советника Вальтера. В пьесе – это некий божок из машины, не позволяющий вершиться неправедному суду в руках судьи-преступника, и по сути, нечто фантастическое-искусственное. В спектакле эта «искусственность» доведена до логического абсурда, то есть до сценической правды – Вальтера играет Ингеборга Дапкунайте, и тот, кого она играет, еврокомиссар из Брюсселя – не мужчина, и не женщина, лицо третьего пола, искусственное умноженное на искусственное, минус умноженный на минус, дают плюс, театральную образность.
И финал, придуманный Кулябиным поверх клейстовского – очень хорош, он неожиданный и истинно карнавально-театральный, он происходит уже вне рамок судебного заседания, и демонстрирует то, что простой народ жаждет сделать с неправедными судьями.
Разбитый кувшин (2020)
Tags: Клейст, Кулябин, Театр Наций, Учицки, Яннингс, кино, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments