Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Театральное обозрение

Павел Когоут «Нули» во МХАТе имени Чехова, режиссёр Ян Буриан, 2002

Чешская версия «На дне»?
В предисловие, напечатанном в программке и в своём интервью Г.Заславскому П.Когоут называет свою пьесу «Нули» чешской версией «На дне». Это слишком смелое и необоснованное сближение.
В «Дне» действие происходит в ночлежке для бомжей, в «00» - в общественном туалете. Сходство некоторое есть, согласен. Но этим оно и заканчивается, начинаются одни отличия. «На дне» - шедевр мировой драматургии, любой персонаж «Дна» – это и живой человек, выхваченный из потока жизни зорким взглядом художника, и одновременно – некий образ, несущий какие типовые черты, за каждым персонажем угадывается, виден его путь на Дно жизни. В «00» набор персонажей случаен, в персонажах нет типологических черт, за персонажами нет Прошлого, поэтому драматургу нужны многословные вступления и объяснения. Действие в «Дне» движется конфликтами и событиями (скандалы, ссоры, смерть, самоубийство). «00» - пьеса исключительно разговорная, сцена расстрела эсэсовца, или приход двух бандюков выглядят вставными. «Дно» - пьеса философская, она несёт огромное философское содержание и смысл: о Человеке, о Свободе, о Правде и Лжи, о Жизни. «00» - пьеса обзорная, поверхностная. МХАТовская сцена в «Нулях», отделанная кафелем, сильно напоминает своей стерильностью декорацию «Откровенных поляроидных снимков», эта поляроидная глянцевость уводит «00» ещё дальше в сторону от «Дна».

Краткий конспект чешской истории
Драматургически пьеса «Нули» - очень слаба. Это такое поверхностное театральное обозрение чешской истории XX века, театральный конспект, который движется по пунктам, перечисленным в программке: …, 1945 год – восстание против немецких оккупантов, иллюстрация – в общественный туалет вбегает эсэсовец, за ним повстанцы и его расстреливают. Самый длинный пункт - последний (по времени он занимает половину первого действия и целиком второе): 1992 год, Чехия становится абсолютно свободной, иллюстрация - в общественный туалет приходят его завсегдатаи (некоторые там и живут) и рассказывают «страшилки» о новой жизни – появилась румынская мафия, которая обложила данью пражских нищих, или дама, получившая в результате реституции дворец, при продаже его была обманута жуликом на 5 млн. крон. Иногда прибегают жертвы «свободы» - цыганская девушка в одних трусиках, или два «брата» - один немой, другой хромой, с синяками и кровоподтёками на лице. Всё это не слишком страшно, потому что жизнь страшней. Этот ровный пульс пьесы и спектакля, его иллюстративность, объясняются фактом, приведённым в программке: автор пьесы с 1979 года живёт в Австрии, и пьеса естественно представляет собой поверхностный взгляд туриста сквозь стекло туристического автобуса (термин Е.Гришковца). Драматург смотрит на события не изнутри сортира (Чехии), а извне, из удобного венского кресла. Драматические конфликты, прописанные в пьесе, едва успев возникнуть – тут же потухают, обозрение движется дальше. На московской сцене была поставлена пьеса словака О.Заградника «Долетим до Милана». Там тоже рассказывалось о реституции, и при всем мелодраматизме пьесы, в спектакле была живая боль людей, выбрасываемых на улицу новым хозяином дома. Это взгляд на реституцию, на историю Чехо-Словакии изнутри сортира.

Не провал
От провала спектакль спасают артисты – Юрский, Лаврова, Ильин, Сергачёв, Тенякова, молодые актёры-брусникинцы, способные вдохнуть жизнь в эти многословные и «картонные» роли. Ильин создаёт живой образ мягкого и всезнающего, всёпонимающего человека, с глазами умной собаки, играя немого брата Богуша. Спектакль стоит смотреть хотя бы ради Ярды С.Юрского, его герой является и персонажем пьесы и комментатором событий, неким «сортирным» Хроносом. Выходя на авансцену, он как бы вышагивает, выходит из спектакля, и начинает свой комментарий, обращаясь напрямую к зрителям, и в эти моменты непонятно, кто говорит, кто рассуждает о Свободе, о жизни при Свободе – Ярда о чешской истории, которая от нас далека, или сам Юрский о себе, о нас, о нашей жизни.
Tags: МХТ, театр
Subscribe

  • Смысл жизни

    Тридцать семь и два по утрам / 37°2 le matin, режиссёр Жан-Жак Бенекс / Jean-Jacques Beineix, Франция, 1986 Мы никогда не узнаем ни о…

  • Боль потери

    Остров Бергмана / Bergman Island, режиссёр Миа Хансен-Лёв / Mia Hansen-Løve, Франция, Бельгия, Германия, Швеция, Мексика, 2021 Без любви нельзя.…

  • Во тьме

    Люди / The Humans, режиссёр Стивен Карам / Stephen Karam, США, 2021 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment