Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Гротески

Антоша Чехонте «Старые грехи» Театр на Юго-Западе, режиссёр Валерий Белякович, 1979

Люди-гротески
Гротеск, карикатурное преувеличение и искажение - вот главное выразительное средство, используемое режиссёром и актёрами в этом спектакле. Самые комичные черты героев чеховских рассказов заострены, преувеличены, и тем самым эти маленькие человечки превращены театром в людей-гротесков. Прежде всего, преуспевают в этом превращении актёры-гротески, обладатели фантастически невероятной внешности - Авилов и Коппалов.
Авиловские герои:
- француз месье Шампунь, попавший «На чужбине» в плен русского абсурда, и барахтающийся в этом абсурде русской жизни, словно муха в паутине;
- дьячок, пришедший в «Хирургию» удалить зуб, напуганный мрачным видом этого заведения, замученный зубной болью и непрофессионализмом эскулапа;
напоминают кукол, в лице, в глазах, в съёженных фигурах которых застыло лишь одно - УЖАС.
Живописный помещик-«славянофил» С.Беляковича, любящий порассуждать о преимуществах русской горчицы, в своём упоении становится похожим на материализацию Русской Национальной Идеи.

Путём зерна
Очень интересно построена композиция: начинается всё с бытовых сценок:
- «Радость» приобщения маленького человек к всемирной славе: в газете напечатано, как его сшибла лошадь;
- как лучше вытаскивать «Налима» из пруда.
И постепенно спектакль движется, словно прорастает, от гротеска бытового к гротеску нравоописательному («Беспокойный гость») и социальному («Депутат»). Финальная сцена спектакля является самой гротескной: визит маленького чиновника Дездемонова (Авилов), депутата от его «либеральных» сослуживцев к тирану-начальнику, депутат должен высказать ему всеобщее требование «Пусть этот хам уйдёт, или мы уйдём!» Начальника мы не увидим, увидим лишь тени от движений его фантастически огромной руки, взмах руки «Тебе чего?» и маленький человечек стал ещё меньше, съёжился и задрожал. Эта огромная тень сразу соединилась в моей памяти с Мрожековской РУКОЙ из «Стриптиза», и стала более понятна генеалогия гротеска драматурга С.Мрожека, его театр на Юго-Западе тоже ставил. Интересно как?
Tags: Белякович, театр
Subscribe

  • Синдром Александра Блока

    Фанфан – аромат любви / Fanfan, режиссёр Александр Жарден / Alexandre Jardin, Франция, 1993 Я люблю, и любуюсь, и жду Переливчатых красок и…

  • футляр, футляр

    Альфредо, Альфредо / Alfredo, Alfredo, режиссёр Пьетро Джерми / Pietro Germi, Италия, Франция, 1972 Некогда говаривали: брак – это как осажденная…

  • эгоизм vs. любовь

    Студентка / L'etudiante, режиссёр Клод Пиното / Claude Pinoteau, Франция, Италия, 1988 Впрочем, любовь не заглядывает в метрические записи. Никто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments