Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Жизни пустота

Тридцать / Dreissig, режиссёр Симона Костова / Simona Kostova, Германия, 2019

За тридцать мне. Мне страшно по ночам.
Я простыню коленями горбачу,
лицо топлю в подушке, стыдно плачу,
что жизнь растратил я по мелочам,
а утром снова так же её трачу.
Евгений Евтушенко. Братская ГЭС (1965)


В своём киноязыке фильм весьма радикален: первые десять минут в кадре только один человек, который спит (три минуты), потом медленно пробуждается, ищет смартфон, тот где-то угрюмо виброзвоночит, находит сигареты и зажигалку, закуривает, сидит, курит, открывает жалюзи, смотрит в окно, ходит по комнате, … У него сегодня день рождения - тридцать лет. Камера медленно и пристально всматривается в обыденный мир, в котором, по сути, ничего не происходит, такой лангзам-реализм, ещё более микропристальный, чем берлинская школа, пришла новая микроволна в кино – постберлинская школа.
Компания тридцатилетних друзей отмечает день рождения одного из них. Начинают отмечать в квартире именинника, затем весь вечер и всю ночь перемещаются по городу на такси и пешком из бара в бар, из одной дискотеки в другую, в поисках праздника, но радости и веселья в их лицах нет, лишь в одном эпизоде они немножко поулыбались, когда именинник распаковывал подарок. Камера пристально разглядывает этих молодых людей, много их крупных планов, они выпивают, курят, время от времени обмениваются малозначащими фразами, и … больше ничего, кажется ещё немного и … случится что-то важное или хорошее, или конфликт какой-нибудь, но ничего не происходит. Камера отражает пустоту их лиц, метафизическую пустоту их жизни. Подарок, вручённый имениннику – символический, это множество ярких цветных коробок, вложенных друг в друга, под хлопанье ладошек он их открывает одну за другой, и наконец в последней, самой маленькой коробочке – ничего, пустота, он обижается – «Значит ничего! Какого хрена?», его успокаивают – «Это метафора, символ… Пройденный путь и есть награда…». Все замолкают, ведь и пройденный им и ими всеми путь тоже пустота.
Где-то за полночь, ближе к утру то у одного, то у другой, будут прорываться эмоции – отчаяние, раздрай, уныние. Причём выражать свою тоску парни и девушки будут перефразированными вечными словами персонажей чеховских пьес – «Я просыпаюсь утром и не знаю – зачем я живу…», кто-то уныло перескажет слова Пети Трофимова о радости и необходимости работы, работы вообще, а не своей. Вот две девушки ссорятся в узком холле у туалета, и своё раздражение сбрасывают друг на друга, а потом одна из них, рыдая, обнимет подругу: «Я больше так не могу!» – «Всё наладится… всё будет хорошо…» – «Когда?» – «Не знаю… скоро… Придёт время и все узнают зачем эти страдания, а пока надо жить… сейчас осень, скоро зима, снег всё заметёт…» Но катарсис не наступает, вслед за «чеховскими» фразами полными отчаяния – всё та же пустота.
Психологи и социологи говорят о повсеместной инфантилизации человечества, то, что происходит с нынешними тридцатилетними – муки самоопределения и выбора жизненного пути, раньше бывало в 20-22, можно вспомнить советских парней в фильме Хуциева «Мне двадцать лет / Застава Ильича» (1964), бродящих по городу, и спорящих о смысле жизни и о смысле всего, или американских самоопределяющихся двадцатилеток, гоняющих на автомобилях в «Американских граффити» (1973) или в «Бунтаре без причины» (1955). А кризис среднего возраста, соответственно, сдвинулся с 30-35 лет на 45-49. Не знаю – благо это или нет, но глядя на героев фильма «Тридцать» понимаешь, что самоопределяться в тридцать лет – тяжко, слишком много к этому возрасту накапливается пустоты.

Тридцать
Tags: Костова, кино
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 24 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…