Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Ненужное нужное чудо

Морис Метерлинк «Чудо святого Антония» Школа-студия МХАТ, режиссёр Роман Козак, 1993

Деньги – вот разгадка всего.
Оноре де Бальзак. Утраченные иллюзии (1843)


Это был один из лучших спектаклей в режиссёрской карьере Романа Козака, поставленный в Школе-студии МХАТ, в традициях мхатовской актёрской школы, в то же время он был необычным, весьма оригинальным и острым. Прежде всего необычным было сценическое пространство, спектакль играли в фойе Учебного театра Школы-студии в Камергерском переулке. Главным элементом сценографии стала лестница, ведущая на второй этаж. Входная дверь в фойе театра стала входной и в дом, где умерла тётушка Гортензия (А.Скачкова) и куда потом постучался Святой Антоний. Дверь в каморку, где уборщицы хранят швабры и вёдра, стала крышкой гроба, а сама каморка – гробом, в котором вертикально лежала умершая тётушка, и потому случившееся оживление покойницы было действительно жутковато-чудесным. Режиссёр сделал реальное пространство театрального фойе декорацией, а зрителей – участниками этого чуда воскрешения из мёртвых, ведь это сюда, в ту же дверь, что и они, вошёл Святой Антоний. Это придало спектаклю дополнительную достоверность и убедительность, чудо ведь случилось здесь и сейчас, на их глазах, но… оно оказалось никому не нужным. Чудеса не нужны в меркантильном мире, где всем правят деньги. Чудо оживления умершей тётушки не нужно её племянникам Густаву (А.Сухарев) и Ахиллу (Ю.Брылёв), ведь тогда они не получат её наследства. Не нужно воскрешение фарисею-аббату (В.Скворцов) и бизнесмену от медицины доктору (О.Тополянский) – это ударит по их репутации. Лишь бедная служанка Виргиния (Д.Корзун) всерьёз воспринимает Св.Антония и его чудеса, она в них верит. Чудеса нужны лишь бедным людям. Правда, они им сильно не помогут, но они нужны им, как нужна вера, как нужен луч света в темноте.
Студенты школы-студии ярко и выпукло являют две человеческие страты, сосуществующие в обществе: искренние и наивные праведники (Антоний и Виргиния) и меркантильные двуличные ханжи (наследники, аббат и доктор). Антония выгоняют, и лишь самая бедная, служанка даст ему что-то из своей одежды, ведь только бедные люди подают милостыню нищим на улице.
И вот как будто его и не было, явления святого, не было и его чуда. Только чу… из фарфоровой кастрюли, стоящей на столике, в которой томится приготовленное на поминки жаркое, раздаются какие-то звуки… и оттуда вылетает живой голубь и … летит! О, чудо! Может всё-таки чудеса нужны?

Роман Козак
Tags: Козак, Корзун, Метерлинк, Покровская, Скворцов, Школа-студия, театр
Subscribe

  • Прихватизация

  • Синдром Александра Блока

    Фанфан – аромат любви / Fanfan, режиссёр Александр Жарден / Alexandre Jardin, Франция, 1993 Я люблю, и любуюсь, и жду Переливчатых красок и…

  • футляр, футляр

    Альфредо, Альфредо / Alfredo, Alfredo, режиссёр Пьетро Джерми / Pietro Germi, Италия, Франция, 1972 Некогда говаривали: брак – это как осажденная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 81 comments

  • Прихватизация

  • Синдром Александра Блока

    Фанфан – аромат любви / Fanfan, режиссёр Александр Жарден / Alexandre Jardin, Франция, 1993 Я люблю, и любуюсь, и жду Переливчатых красок и…

  • футляр, футляр

    Альфредо, Альфредо / Alfredo, Alfredo, режиссёр Пьетро Джерми / Pietro Germi, Италия, Франция, 1972 Некогда говаривали: брак – это как осажденная…