Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

«Я хочу, чтобы театр вернулся к своим истокам и стал важной зоной жизни человека»

Фестиваль Территория. Встреча с Юрием Бутусовым. 21 октября 2020 года

О ситуации в мире
Первое действие [карантина-пандемии] я пережил довольно легко, с каким-то интересом. Вдруг оказалось, что много дел, которые можно делать, что-то читать. Долго был дома. И это было хорошо.
Потом было лето, в эту паузу я успел набрать курс, очно. Первый раз в жизни.
И вот вдруг это началось опять, я стал испытывать тревожные волнительные переживания. Мне кажется, это что-то метафизическое, то что происходит, это не просто болезнь тела. Понял, что впадаю что в серьёзнее депрессивные состояние, не связанное с болезнью тела, я не могу это точно назвать. Болезнь связанная и с головой, и с душой. То, что происходит - это возможность что-то переосмыслить, понять, в том числе и о театре. Это всё связано с тем, что человечество делает что-то не так.
Что-то коренным образом поменялось во мне.
То, что происходит в мире, это ужасно, но это необходимо, что-то поменяйте мире, болезнь выползла оттуда, как возможность спастись.
Сейчас мы в кошмаре, но это для того, чтоб мы выбрались оттуда и что-то поменяли.

Цифровой онлайн театр
Звучит ужасно: я не верю в это, мне это не интересно. Для меня театр – это живое банальное человеческое общение.
Смотрел, правда, архивные спектакли, Брехта, 50-х годов, это интересно.

Театр-дом
Театр всё же должен иметь единый серьёзный стержень, эстетический, мало где это осталось. Для меня цельность театрального дома важна, я скучаю по ней. Таких театров осталось совсем мало. Ощущаю крах театра-дома. Может надо искать другие формы? Работая в разных театрах мне удавалось создать свою команду, но это кончается, я ощущаю тоску по театру-дому.
Модель театра Наций [контрактная система, отсутствие постоянной труппы]: она какая-то честная. Не все могут это себе позволить. Мучения от потери отца в театре-дома - это важная тема, страшная болезнь. Дом - это не стены, это то, что находится внутри людей, и это о чем я скучаю, и это нельзя заменить.

Что такое хороший актер?
Процитирую Товстоногова: это человек с обостренным чувством театральной правды, которое постоянно меняется.
Способность к импровизации, способность быть живым, кто воспитывает себя постоянным тренингом. Важно чтоб артист брал на себя ответственность за роль, он не марионетка, но и автор, он берёт мой режиссёрский посыл и делает из него свою роль.

Кто как на режиссёра оказал на Вас влияние?
Много ходил в театр, шесть раз в неделю был в театре. Сначала был Товстоногов. Потом стал ездить в Москву: Захаров, Женовач, Фоменко, застал эфросовские спектакли, потом был совершенно раздавлен Някрошюсом.
Потом то, что-то стали к нам привозить - немецкий театр, потом стал ездить в Берлин, немецкий театр перевернул меня.
Фоменко и Някрошюс – для меня это такие полюса театра, между ними много всего, в театре нужен живой актёрский поток, я люблю какие-то метафорические вещи. Но без актёра, без живой жизни на сцене не могу.

Ася Волошина
Интересен её странный поэтический мир. С её пьесами есть серьёзные драматургические проблемы, но она прежде всего поэт, за эту поэзию я зацепился.

О театре
Театр создан для потрясения, для изменения человеческого сознания, сейчас этого не хватает. Стал меньше ходить в театр.

Бутусов
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 49 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…