Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Тёмная материя

Хороший человек, режиссёр Константин Богомолов, Россия, 2020

Системное насилие представляет собой некое подобие пресловутой «тёмной материи» в физике, дополнение слишком зримого субъективного насилия.
Славой Жижек / Slavoj Žižek. О насилии / Violence: Six Sideways Reflections (2010) / (2008)


Молодого талантливого следователя из СК РФ Евгению Ключевскую (Ю.Снигирь) направляют в провинциальный городок Вознесенск расследовать серию убийств молодых женщин. Тут она попадает в густой замес фургаловщины – разборки местного олигархиата, выросшего здесь вместе с бандюками в 90-е, с непременным участием полиции.
В финале первой серии, на титрах идёт песня Тих.Хренникова на стихи Мих.Матусовского «Что так сердце, что так сердце растревожено…», исполняемая в пост-фолк-панковом стиле группой «Ноль», и поначалу этот богомоловский саундтрек воспринимается как стёб. Но не всё так просто, подождём финала.
Кто является маньяком-убийцем зрителю известно почти с самого начала, ещё в первой серии показана тайная «лаборатория» маньяка и его садистские пытки очередной жертвы. Детективной интриги «кто убийца?» нет, вместо неё – запутанный квиз, который проходит хрупкая девушка Женя и зрительский саспенс – «пройдёт / не пройдёт? найдёт / не найдёт?» Квиз-расследование усложняется двумя факторами: 1) давлением её московского начальства, к которому обращаются местные фургальчики, им мешает московский следователь, раскапывающий слишком много скелетов из подвалов; 2) дьявол-убийца всегда рядом с нею, он – её напарник, он и очередные верные повороты в квизе ей подсказывает, но и запутывает её. Местная олигархша, героиня Ксении Собчак, в минуту вынужденной откровенности, так и говорит ей – «невозможно раскрыть это преступление, здесь тогда нужно всех арестовать».
Фильм прошит короткими чёрно-белыми вставками, они очень важны для семантического слоя фильма. Это – воспоминания детства Жени, фрагменты её снов, флешбеки – детали расследования, которые промелькнули ранее, но теперь соединяются в целостную версию, и ещё детские воспоминания главного героя, того самого хорошего человека. Из соединения чёрно-белого прошлого и цветной реальности вырастает впечатляющий образ тёмной материи жизни – насилия. Этой тёмной субстанцией пропитано всё, тут и системное насилие, бытовое, семейное, уголовно не наказуемое, полыхающее и прорывающееся в перманентных криках, раздающихся из домика соседей – там бьют и терзают женщину, на вопрос «почему ты не уходишь от него?», у жертвы ответ простой – «а я его люблю», а если это системное, значит – вечное. Тут и открытое зримое объективно-субъективное насилие, необходимое и в бизнесе, и в госуправлении. Маньячество, как крайняя форма насилия, представляет собой сгустки этой тёмной материи, и формируется на основе психологических травм детства. Кто-то, как девочка-следователь Женя, живёт с этой тёмной материей внутри себя и борется с ней, кто-то, как мальчик-полицейский Ваня, превращается в маньяка.
В фильме есть ещё и анимационные вставки, они важны для отражения отношений сыщицы и преступника, а в последней визуализируется та самая тёмная материя: происходит последнее убийство, мёртвое тело, под ним кровь, в анимешке кровь продолжает течь, она вытекает из окна, течёт по стене, по дороге, затопляет все улицы и площади города.
«Что так сердце, что так сердце растревожено…». Эта меланхолическая песенка, звучащая в финале, теперь уже не воспринимается как стёб, сердце действительно растревожено явленной тёмной материей жизни. В фильме два эпилога, знаковый и значимый первый, в нём мелькает дата, она из нашего будущего, близкого, но для меня - всё же из будущего, я смотрю последние серии фильма сегодня, 16 октября 2020, а значит эта тёмная материя – вечна.

Хороший человек
Tags: Богомолов, Жижек, кино
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 46 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…