Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Путь спасения

Ольга Славникова. Прыжок в длину. М., АСТ, 2017
Национальный конкурс «Книга года 2018» - лауреат
Национальная литературная премия «Ясная Поляна 2018» - лауреат


Объятия доброй женщины для мужчины – это спасательный круг, брошенный ему судьбой с небес.
Джером К.Джером / Jerome K. Jerome. Очаровательная женщина / A Charming Woman
Из сборника «Наброски сиреневым, синим и зелёным» / «Sketches in Lavender Blue and Green» (1893)


Главный герой романа Олег Ведерников – восходящая звезда лёгкой атлетики, обладает талантом, даром левитации – искусством парения в воздухе. В результате трагической случайности он этот свой божий дар теряет, вместе со своими ногами, в феноменальном прыжке спасая соседского ребёнка из-под колёс джипа. Это случается в самом начале романа, который совсем не о подвиге и не о героизме, собственно, Олег себя героем не считает, в этот спасительный для ребёнка и гибельный для него прыжок его направляет какая-то автоматическая внутренняя человеческая пружинка. Ребёнка он спасает, а себя теряет, утрачивая вместе с даром профессию, дело, живую жизнь, и … залипает в пустом никчёмном бессмысленном существовании, как муха на клейкой ленте, на долгие 15 лет. Причём роль этой «липкой мёртвой клейкой ленты» в его судьбе играет спасённый им мальчик Женечка, который по сути заместил его в живой человеческой жизни, и который цепко прилипает к своему спасителю, и с этой своей манией-наваждением Олег живёт, точнее тускло существует. «Ничего нельзя поделать. В этом Ведерников был убежден абсолютно. Надо принадлежать своей беде, стать ее скрипкой или ее горгульей».
Пацанчик Женечка вырастает в неприятную тёмную личность, криминального бизнесмена, обладающего роковой способностью ломать жизни-судьбы людей, с которыми он связывается, Ведерников вроде как первая его жертва, за ним следует другая и готовится ещё одна. Примерно в середине романа автор даёт своему антигерою характерное обозначение – негодяйчик, и затем чаще называет его уже так.
Язык романа образный, насыщенный метафорами, временами даже перенасыщенный ими – «то, что осталось от правой ноги, напоминало тушку курицы», «кукарекающий, перхающий, весь облепленный мокрыми деньгами, будто палыми листьями из лужи», «Женечкин бумажник, напитанный наличностью и кредитками, сделался потертый и толстый, весом с хорошую крысу», ... позволяет и требует рассматривать героев как символические фигуры, а происходящие с ними коллизии – как конфликты и борьбу идей. Ключевая идея романа – это поиск пути спасения из жизненного тупика. Каков этот путь? Как выпрыгнуть из мрачного круга пустоты, если у тебя нет ног? Думаю, что каждому, занимающемуся сложным или творческим делом знакомо это левитирующее чувство полёта, когда удаётся перепрыгнуть через бездну энтропии, и зависнуть в эйфорической невесомости – «Получилось!». Что делать, когда это волшебная фишка левитации покинула тебя?
Думаю, что в жизни каждого человека найдётся свой негодяйчик, который сломал, разрушил его линию жизни, лишив его эйфорической левитации или волшебной loveитации, виновник всегда легко находится. Идея непродуктивная, но возможная, и всё же причины кризисов и неудач, в том числе и Олегу Ведерникову, следует искать прежде всего в себе самом, но вариант устранения источника негодяйства, раскольниковский вариант пути к всеобщему счастью, кажется единственным и самым эффективным – «наконец исчезнет этот примат, отодвинется настолько, что плотность его органики, медленное варево всех его густых процессов перестанут давить, перестанут душить». До тех пор пока перед героем не возникает путь любви, путь исцеления любовью, и тогда он «уснул инвалидом, а проснулся полубогом. Он мог всё. Он мог жить. Он мог любить свою [...] дивную женщину, той же породы, что и он сам. А главное – Ведерников знал, что теперь он будет прыгать».
Удача романа – это сочетание концептуальной метафорики и идейной концентрации с остросюжетной макабрической историей поиска пути спасения человека, исход которой неясен до самых последних страниц.

Прыжок в длину
Tags: Книга года, Славникова, Ясная Поляна, литература
Subscribe

  • Отражение отражений. Литературные отблески

    Евгений Водолазкин. Брисбен, 2018 Сергей Николаевич. Театральные люди, 2019 Захар Прилепин. Обитель, 2014 Владимир Рецептер. Смерть Сенеки,…

  • Homo ideas

    Леонид Юзефович. Филэллин. М., АСТ, 2020 Национальная литературная премия «Большая книга - 2021» – номинация Миром правят идеи. Платон (427 –…

  • швах-кляйн-постмодерн

    Владимир Сорокин. Доктор Гарин. М., Corpus, 2021 Оставаясь в настоящее время господствующей методолого-теоретической парадигмой в той мере, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 88 comments

  • Отражение отражений. Литературные отблески

    Евгений Водолазкин. Брисбен, 2018 Сергей Николаевич. Театральные люди, 2019 Захар Прилепин. Обитель, 2014 Владимир Рецептер. Смерть Сенеки,…

  • Homo ideas

    Леонид Юзефович. Филэллин. М., АСТ, 2020 Национальная литературная премия «Большая книга - 2021» – номинация Миром правят идеи. Платон (427 –…

  • швах-кляйн-постмодерн

    Владимир Сорокин. Доктор Гарин. М., Corpus, 2021 Оставаясь в настоящее время господствующей методолого-теоретической парадигмой в той мере, в…