Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Смена жанра

Прощание со Сталиным / Государственные похороны / State Funeral / автор сценария и режиссёр Сергей Лозница / Нидерланды, Литва / 2019

Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объём, производимое речью, услащенной по-разному в различных её частях, производимое в действии, а не в повествовании, и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей.
Аристотель. Поэтика / Περὶ ποιητικῆς / Ars Poetica (335 г. до н.э.)


Киноматериал этого нидерландо-литовского фильма взят из советской документалки «Великое прощание» (1953) и из обширных подготовительных материалов к ней, снятых двумястами советскими кинооператорами в начале марта 1953 в Москве и в других городах СССР, их фамилии приведены в финальных титрах. Плёнки отреставрированы, оцифрованы и заново озвучены фоновыми шумами – шелест шагов, гул толпы и т.п.
В фильме нет изощрённого монтажа документальных кадров, рождающего новые смыслы, подобного тому, что Сергей Лозница делал в своих шедевральных докфильмах «Представление» (2008) или «Блокада» (2005). Показана рутинная последовательность траурных мероприятий, которые являясь строго по Аристотелю важными и законченными действиями, в своей совокупности представляют трагедию смерти и прощания с великим вождём. Трагедия состоит из пролога, пяти актов и эпилога.

Пролог
Внос и установка гроба с телом в Колонном зале Дома Союзов.

Акт первый. Скорбная весть
Народ слушает по радиотрансляции трагическую новость о смерти великого вождя в колхозах, в станицах, в аулах, на нефтепромыслах, в посёлках эскимосов на дальнем Севере, в деревнях, в колхозах, на улицах всех советских городах – от Хабаровска и Владивостока, до Таллина и Риги. Огромные очереди к киоскам за газетами с траурными некрологами, тут же на улице газеты раскрывают, читают.

Акт второй. Друзья разделяют горе
Прибывают делегации братских социалистических республик, вожди СССР встречают их на аэродромах, сажают в автомобили, провожают друзей в эпицентр трагедии.

Акт третий. Общее горе
В каждом городе СССР, на центральной площади к памятнику вождю люди несут и несут цветы, венки, знамёна. Кто-то вытирает слёзы.
Траурные митинги в заводских цехах, на городских площадях, в колхозных садах.

Акт четвёртый. Прощание
Огромная очередь в Колонный зал, по улицам, по лестнице, в зале вокруг гроба на постаменте, течёт и течёт скорбный людской поток. Почётный караул из вождей и из больших друзей, на лавке сын и дочь, сбоку художники фиксируют на холсты эти трагические мгновения.

Акт пятый. Похороны
Гроб с телом выносят из колонного зала, ставят на орудийный лафет, траурная процессия медленно направляются на Красную площадь. Гроб устанавливают у мавзолея.
Митинг. Речи вождей: тягчайшая утрата… великая скорбь… не согнётся стальная воля…
Гроб вносят в мавзолей. Двери закрываются.
Прощание со Сталиным
Паровозные, корабельные заводские гудки по всей стране.

Эпилог. После трагедии
Красная площадь, заваленная цветами и венками, под «Колыбельную», что поёт Сергей Лемешев – «Спи, мой воробушек, спи, мой сыночек, спи, мой звоночек родной» между цветочными и веночными грядами бродят люди и рассматривают их. Трагедия окончена.

Трагедия требует трагических персонажей. В кадре постоянно присутствуют несметные народные толпы, это массовка, есть и главные герои, это вожди, в пятом акте они фронтально выстраиваются на трибуне, произносят речи, и можно заметить, что главные из главных героев выглядят так, словно они пришли из другого жанра, не трагического, скорее комического. №1 Маленков – просто какая-та свинья в ермолке. №2 Берия – крыс в пенсне и в шляпе. №3 Хрущёв – вахлак в папахе.
Прощание со Сталиным
Это были последние похороны вождя в СССР в жанре трагедии, в будущем произойдёт смена жанра, последует трагикомедия, а затем и комедии, что в широко ходивших в народе анекдотах назовут гонками на лафетах. Начавшийся слом трагического жанра можно видеть в похоронах Сталина.
Tags: Аристотель, Лозница, Сталин, кино
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 43 comments

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…