Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Люди и роли

Мольер «Жорж Данден, или Одураченный муж» в Театре Около дома Станиславского, режиссёр Алексей Левинский, 2002

Мольер-игра
За кулисами раздаётся стук, герои выходят на сцену. Дандена-Зотова узнаёшь сразу же, ещё до того, как он начнёт свою исповедь, узнаёшь его по одёжке – бывший крестьянин, а ныне богач одет в простенький костюмчик, сшитый из полос тусклой материи, его тесть и тёща – в великолепных чёрных фраках, в белоснежных сорочках и бабочках, жена-дворянка одета изящно, виконт-любовник – элегантно, служанка – скромно, слуга (его играет женщина) напоминает парижского клошара – чёрное потёртое пальто, шерстяная шапочка до самых глаз, шарф. Диспозиция становится ясна сразу же: беднягу Дандена «разводят» - то есть заставляют играть в игру, правил которых ему не объяснили или которые постоянно меняют. «Роли» игроков, участвующих в «разводке» можно увидеть в их костюмах: жертва – Данден, организатор – жена, участник – любовник, идеологи – тесть и тёща, исполнитель – служанка, немой свидетель – слуга, и потом «роли» будут ярко проявлены во время действия. Поскольку программки мне не досталось, всё происходящее после 1-го действия оказалось для меня полной неожиданностью и произвело сильнейший эффект: в спектакле 3 действия по 30 минут и после каждого исполнители меняются ролями следующим образом:
Персонаж 1 2 3
Данден Зотов Алексеев Егоров
Тесть Егоров Зотов Алексеев
Любовник Алексеев Егоров Зотов
Жена Токарева Шалдыбина Бешуля
Тёща Позднякова Токарева Шалдыбина
Служанка Шалдыбина Бешуля Позднякова
Слуга Бешуля Позднякова Токарева

«Роль» персонажа при этом не меняется, Данден как был жертвой, так ею и остаётся, тесть с тёщей по-прежнему объясняют ему – почему он был опять не прав, а жена опять в выигрыше. Но каждый новый исполнитель привносит в образ своего героя, в «роль», что-то своё, например, если Данден-1 был просто растерян, молоденький Данден-2 был по-детски обижен, а для Дандена-3 – проигрыш «очередной партии» был просто жизненным крахом. Жена-1 была величественна и огромна, словно статуя, она и манипулировала бедолагой откуда то сверху, а Жену-2 играла актриса с очаровательной родинкой над левой бровью, и эту жену можно было по-человечески понять – в её короткой искренней отповеди мужу была своя правда. Самый крутой резонёр-разводящий был тесть-3, как любой молодой начальник он был необоснованно крут.
В мгновенной смене исполнителями персонажей было упоение театральной игрой, это была Мольер-игра: актёры не просто меняли костюмы, они сразу же становились другими – у них менялись лица, выражения глаз, походка, улыбка, голос. Персонаж и его «роль» в этой истории двигались в спектакле от одного актёра к другому, словно набирая при этом объём.
Финальная реплика тестя, сказанная Дандену, но обращённая к зрителям: «Идите домой и подумайте хорошенько о своём поведении», ставила точки над i в этой истории и объясняла нам, зрителям наше поведение в тех или иных жизненных ситуациях – все мы, люди, меняем роли, бывая то жертвой, то палачом, то исполнителем, а то и немым свидетелем жестокой «разводки». Мольер и Левинский построили универсальную «ролевую» модель.

Непонимающий
Забыл упомянуть ещё одного персонажа спектакля - Любен, выполнявший поручения виконта-любовника, его «роль» во всей истории можно обозначить как «непонимающий», хотя он в ней и участвует, поэтому эту роль играет один актёр (Палатник), и никому её не передаёт.

Новация Левинского
Главная новация Левинского в «Жорж Дандене» следующая: он перевёл эту комедию характеров и положений в разряд метафизических пьес Мольера, чётко обозначив её философский аспект - «люди и роли». До того, как появилась «Женитьба» Эфроса в театре на Малой Бронной (1975), эта гоголевская пьеса считалась лёгким смешным водевильчиком про чудака-жениха, выпрыгивающим в окошко, и очень редко ставилась, эта была почти «забытая» пьеса. И лишь Эфрос открыл в ней метафизику. С тех пор появилось немало метафизических «Женитьб» (в том числе Мирзоева, Левитина, Беляковича). Но открыл пьесу - Эфрос. Кстати, эта постановка была его второй версией, первая, водевильная, была поставлена им в ЦДТ в начале 60-х годов. Левинский сделал с «Данденом» то же, что и Эфрос с «Женитьбой» - открыл пьесу изнутри, открыл в ней метафизику. Не случайно Мольер - любимый драматург А.Левинского.
Жорж Данден
Tags: Левинский, Мольер, Около, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment