Мольер-игра
За кулисами раздаётся стук, герои выходят на сцену. Дандена-Зотова узнаёшь сразу же, ещё до того, как он начнёт свою исповедь, узнаёшь его по одёжке – бывший крестьянин, а ныне богач одет в простенький костюмчик, сшитый из полос тусклой материи, его тесть и тёща – в великолепных чёрных фраках, в белоснежных сорочках и бабочках, жена-дворянка одета изящно, виконт-любовник – элегантно, служанка – скромно, слуга (его играет женщина) напоминает парижского клошара – чёрное потёртое пальто, шерстяная шапочка до самых глаз, шарф. Диспозиция становится ясна сразу же: беднягу Дандена «разводят» - то есть заставляют играть в игру, правил которых ему не объяснили или которые постоянно меняют. «Роли» игроков, участвующих в «разводке» можно увидеть в их костюмах: жертва – Данден, организатор – жена, участник – любовник, идеологи – тесть и тёща, исполнитель – служанка, немой свидетель – слуга, и потом «роли» будут ярко проявлены во время действия. Поскольку программки мне не досталось, всё происходящее после 1-го действия оказалось для меня полной неожиданностью и произвело сильнейший эффект: в спектакле 3 действия по 30 минут и после каждого исполнители меняются ролями следующим образом:
Персонаж | 1 | 2 | 3 |
Данден | Зотов | Алексеев | Егоров |
Тесть | Егоров | Зотов | Алексеев |
Любовник | Алексеев | Егоров | Зотов |
Жена | Токарева | Шалдыбина | Бешуля |
Тёща | Позднякова | Токарева | Шалдыбина |
Служанка | Шалдыбина | Бешуля | Позднякова |
Слуга | Бешуля | Позднякова | Токарева |
«Роль» персонажа при этом не меняется, Данден как был жертвой, так ею и остаётся, тесть с тёщей по-прежнему объясняют ему – почему он был опять не прав, а жена опять в выигрыше. Но каждый новый исполнитель привносит в образ своего героя, в «роль», что-то своё, например, если Данден-1 был просто растерян, молоденький Данден-2 был по-детски обижен, а для Дандена-3 – проигрыш «очередной партии» был просто жизненным крахом. Жена-1 была величественна и огромна, словно статуя, она и манипулировала бедолагой откуда то сверху, а Жену-2 играла актриса с очаровательной родинкой над левой бровью, и эту жену можно было по-человечески понять – в её короткой искренней отповеди мужу была своя правда. Самый крутой резонёр-разводящий был тесть-3, как любой молодой начальник он был необоснованно крут.
В мгновенной смене исполнителями персонажей было упоение театральной игрой, это была Мольер-игра: актёры не просто меняли костюмы, они сразу же становились другими – у них менялись лица, выражения глаз, походка, улыбка, голос. Персонаж и его «роль» в этой истории двигались в спектакле от одного актёра к другому, словно набирая при этом объём.
Финальная реплика тестя, сказанная Дандену, но обращённая к зрителям: «Идите домой и подумайте хорошенько о своём поведении», ставила точки над i в этой истории и объясняла нам, зрителям наше поведение в тех или иных жизненных ситуациях – все мы, люди, меняем роли, бывая то жертвой, то палачом, то исполнителем, а то и немым свидетелем жестокой «разводки». Мольер и Левинский построили универсальную «ролевую» модель.
Непонимающий
Забыл упомянуть ещё одного персонажа спектакля - Любен, выполнявший поручения виконта-любовника, его «роль» во всей истории можно обозначить как «непонимающий», хотя он в ней и участвует, поэтому эту роль играет один актёр (Палатник), и никому её не передаёт.
Новация Левинского
Главная новация Левинского в «Жорж Дандене» следующая: он перевёл эту комедию характеров и положений в разряд метафизических пьес Мольера, чётко обозначив её философский аспект - «люди и роли». До того, как появилась «Женитьба» Эфроса в театре на Малой Бронной (1975), эта гоголевская пьеса считалась лёгким смешным водевильчиком про чудака-жениха, выпрыгивающим в окошко, и очень редко ставилась, эта была почти «забытая» пьеса. И лишь Эфрос открыл в ней метафизику. С тех пор появилось немало метафизических «Женитьб» (в том числе Мирзоева, Левитина, Беляковича). Но открыл пьесу - Эфрос. Кстати, эта постановка была его второй версией, первая, водевильная, была поставлена им в ЦДТ в начале 60-х годов. Левинский сделал с «Данденом» то же, что и Эфрос с «Женитьбой» - открыл пьесу изнутри, открыл в ней метафизику. Не случайно Мольер - любимый драматург А.Левинского.
