Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

О дивный новый цифровой мир!

Дмитрий Данилов «Выбрать троих» Мастерская П.Фоменко, режиссёр Евгений Каменькович, 2020

Дмитрий Данилов «Выбрать троих» Воронежский Камерный театр, режиссёр Михаил Бычков, 2020

Личное присутствие обладает чарующим свойством, оно смягчает и самые враждебные чувства любовников, и раздоры в семье, как бы сильны ни были причины личного неудовольствия.
Оноре де Бальзак. Утраченные иллюзии (1843)


Театр времён карантина и самоизоляции: zoom-пьеса поставлена и играется в zoom'е, перенос этой онлайновой пьесы на традиционную театральную сцену выглядел бы чрезмерно условным.
Семья из пяти человек (отец, мать, сын, дочь и бабушка) проводит свой семейный совет в формате видеоконференции, обсуждается лишь один вопрос, в связи усилением карантинных мер будет вводится ещё одно ограничение: в реале каждому человеку можно будет общаться/встречаться только с тремя другими людьми, со всеми остальными - только в онлайне, в мессенджерах (зум, вацап, телеграм, ...) там ограничений не будет, потому сейчас каждому надо выбрать троих. Острая гипербола придуманная Даниловым, как всегда у него, одновременно и реалистичная, и несколько абсурдистская. Кстати, карантин, когда вводился, тоже поначалу воспринимался как явление из мира абсурда. Так вот эта даниловская фишка с тремя слотами, которые каждому надо заполнить своими визави, с одной стороны, исследует эластичность приятия человеческим материалом новых ограничений, а с другой, ставит вопрос о пределах цифровизации человеческих отношений. Всё ли можно перевести в цифру? Школьное обучение, высшее образование, медицинскую помощь? Производственные отношения оцифровываются, без серьёзных потерь можно проводить рабочие совещания, статусы проектов и т.п. А как быть с цифровизацией отношений близких людей, семейных отношений?
После долгого горячего спора герои спектаклей, соглашаются и при этом интуитивно не хотят согласиться с формулировкой самого продвинутого пользователя цифровых технологий - встречи в реале нужны лишь тем, у кого помимо просто отношений есть и более близкие контакты (например, у папы с мамой), ну и бабушке хотя бы раз в неделю кто-то должен продукты привезти, а всё остальное - без ущерба оцифровывается.
Текст пьесы в обоих спектаклях почти одинаков, кардинальных режиссёрских изменений пьесы нет, и там и там - зритель сидит вместе с героями в Zoom'e, но акценты обсуждений и коллизий режиссёрами всё же проставлены разные. Московская мама (Галина Кашковская) - истинная женщина, когда аргументы её оспорены, но она чувствует что в этой глобальной цифровизации что-то не то, и она гонит сильную эмоциональную волну, и этот выплеск эмоций и является одним из ярых доводов в невозможность полной цифровизации.
Мастерская П.Фоменко
Воронежская мама (Наталья Шевченко) сильно и искренне драматизирует коллизию, связанную с ограничением количества нецифровых слотов, и этот драматизм в финале перерастает в густой абсурд пропеваемого ею гимна СССР - "Это какой страны гимн ты поёшь?" Из абсурда крупным планом вырастает трагическая по сути фигура воронежской бабушки (Татьяна Сезоненко) - "Это вам со всем этим жить, а мне... скоро помереть спокойно..." В московском спектакле бабушка не интересная, она по ту сторону zoom-реализма, слишком условная, её как бы комично играет молодая актриса в белой маске-гриме.
И всё-таки есть неоцифровываемая магия личного общения, и не только в любовных отношениях, но и в дружеских, в семейных, в родственных, и даже в деловых отношениях талантливые переговорщики её используют. Разница отношений между реалом и цифрой примерно такая же как между живым спектаклем в театре и на видео, живая человеческая магия в полном объёме не оцифровывается.  
Воронежский Камерный театр
 
Tags: Бычков, ВКТ, Данилов, Каменькович, Мастерская Фоменко, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 46 comments

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…