Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Память-боль

Владимир Рецептер. Смерть Сенеки, или Пушкинский центр. 2019
Большая книга-2020. Длинный список

Театр – Атлантида, и, как Атлантида, обречён утонуть во времени.
Владимир Рецептер


Это по сути продолжение театрального мемуарного романа Владимира Рецептера, который он пишет всю свою жизнь, предыдущие «части» – «Прошедший сезон, или Предлагаемые обстоятельства» (1989), «Прощай, БДТ!» (1999), «Ностальгия по Японии» (2001), «Жизнь и приключения артистов БДТ» (2005). В заголовке заявлен Пушкинский центр, Владимир Эмануилович его создал (ещё в прошлом веке), им руководит, ставит в нем спектакли, и существенная часть книги про его борьбу за выживание этого театрального центра, встречи с высокопоставленными и не очень чиновниками, большими людьми (типа Гранина), ходатайства и просьбы к ним, это всё повседневная рутинная работа руководителя театра – достать финансирование, выбить ставки, пристроить своих учеников, добиться недорогой аренды. Это всё интересно постольку-поскольку – чтоб представлять, как живёт-выживает сегодня незнаменитый петербургский театр.
Собственно, театральный роман проявляется на страницах книги, когда автор извлекает из глубин времени фрагменты той великой ушедшей театральной Атлантиды, товстоноговского БДТ. А вспоминает он то, что задело, зацепило, сделало больно – роль Сенеки, что под него готовил режиссёр спектакля Малышицкий, худруком-самодержцем была отдана другому актёру; опять и опять – уплывшая от него роль принца Гарри в «Генрихе IV» (а ведь и идея постановки была его, и инсценировку-контаминацию он писал), которую, по опросу студентов третьего курса ЛГИТМиКа, на репетициях и прогонах он сыграл лучше О.Борисова, но по мнению Товстоногова – «Рецептер играет прекрасно, но он играет не мой спектакль»; размолвки и диалоги с Товстоноговым со словами и без слов. Он пишет: «У каждого из наших актёров была своя история личных отношений с Мастером. Иногда — почти идеальная. Иногда — сложносочинённая, изменчивая. Чаще всего — пунктирная, трудноуловимая». У Рецептера этих пунктиров с поворотами было много, собственно из-за них он и ушёл из БДТ, а потом и книгу со знаковым названием написал – «Прощай, БДТ!», в «Смерти Сенеки…» это его прощание всё ещё длится. Память как боль, память-боль делает эту мемуарную прозу живой, пронзительной.
Есть в книге и ближние болевые точки, связанные с той самой Атлантидой: «Звонила корреспондентка, наверное, молодая, и, убедившись, что говорит со мной, назвала издание и сказала о Серёжиной смерти [С.Юрского]. Моё "не может быть" вышло криком и повторялось несколько раз, пока я мотался по комнатам с трубкой в руке, как будто крик мог превратить известие в ошибку».

Владимир Рецептер и Николай Трофимов в «Мещанах»
Tags: БДТ, Большая книга, Рецептер, литература, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…