Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Другая жизнь

Макс Фриш «Биография» Театр Человек, режиссёр Владимир Скворцов, 2018

Зачеркнуть бы всю жизнь, да сначала начать.
Михаил Ножкин


О, боже мой... Мне сорок семь лет; если, положим, я проживу до шестидесяти, то мне остается еще тринадцать. Долго! Как я проживу эти тринадцать лет?
Антон Чехов. Дядя Ваня


Почему наша жизнь катится словно по накатанной колее?
Почему мы ничего радикально не можем изменить в своей жизни, продолжая и продолжая идти по жизни, как на заклание, в этой колее?
Почему всё так, а не по-другому?
Вот вернуться бы туда, в прошлое, в тот самый день, как теперь понятно, в судьбоносный день, и тогда я … сделал бы всё не так… по-другому… сказал бы ей другие слова…
Уязвлённые этим антропологическим детерминизмом, драматург, режиссёр и его актёрская команда, пытаются дать ответы на эти вечные человеческие вопросы и несбыточно-сбыточные мечтания. Сцена театра «Человек» на время спектакля превращается в аналитическую жизне-лабораторию с мистическим инструментарием. Самому обычному человеку, даётся возможность вернуться в любое мгновение своей прошлой жизни и … переиграть свою жизнь с этого момента заново, сделать другой выбор, чтоб не было мучительно больно, чтоб не попасть в ту самую свою «колею». Регистратор и два его ассистента, видимо, сотрудники Небесной канцелярии, обеспечивают ему такую возможность, даже – такие возможности. Он возвращается в тот самый день, встречается с Ней и … опять и опять всё получается по-прежнему, всё идёт как и шло тогда. Он выбирает другой день, другие дни, другие мгновения прошлого, и – всё равно ничего не меняется, всё катится к катастрофическому состоянию сегодняшнего настоящего. Что это? Судьба? Провидение? Ответ в самом человеке. Человек есть человек. Он пристрастен, он слаб, он несвободен. И его пристрастия, его страсти, его слабости, его несвобода управляют им. Чтоб сделать в прошлом другой выбор, надо быть там, в прошлом, другим человеком, и тогда у этого другого будет другая жизнь.
И есть одно событие, которое даже Регистратор Небесной канцелярии не может изменить, а человек не может его избежать – смерть. Но соприкоснувшись с ним, человек обретает нечто – свободу. В финале, он стоит в темноте, словно растворённый в неизвестности будущего, откуда-то сверху, словно светом свободы, освещено лишь его лицо, и он задаёт себе тот самый дядь-ванинский вопрос – «Мне осталось семь лет. Как проживу я их?» И похоже, что сейчас в его будущем не всё предопределено, ведь он – свободен.

Биография
Tags: Скворцов, Фриш, Человек, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments